– Как бы вы оценили мировой рынок нефтегазодобывающего оборудования? Каковы его объемы?
– В настоящее время рынок переживает период подъема. Цены на нефть и газ остаются высокими, поэтому не снижается спрос и на нефтегазодобывающее оборудование. Рыночные исследования показывают, что в течение следующих трех лет буровые работы будут осуществляться на том же уровне, что и сейчас: в мире будет работать более 3 тыс. буровых установок, более тысячи регулирующих вентилей для подводного применения, будет проложено около 60 тыс. миль новых межконтинентальных трубопроводов, реализовано около 90 новых проектов по глубокой нефтепереработке (refinery expansion projects), кроме того, продолжит развитие рынок СПГ (сжиженного природного газа) – ожидается строительство более 15 новых комплексов по производству СПГ (liquidation trains).
– Чем объясняется растущий спрос на нефтегазодобывающее оборудование? Существуют ли какие-то характерные тенденции?
– Стремление государств увеличить резервные запасы нефти, которое мы наблюдаем в настоящее время, стало результатом высокого спроса на нефть, обусловленного стремительным ростом мировой экономики. Меры по увеличению резервных запасов, в свою очередь, привели к необходимости освоения дополнительных месторождений, что повлекло за собой появление новых нефтедобывающих проектов и соответственно увеличение спроса на нефтегазодобывающее оборудование.
Кроме этой тенденции, мы наблюдаем изменение характера нефтедобывающих проектов. В результате преобладания в нефтедобывающих странах политики по более рациональному использованию природных ресурсов крупнейшим нефтедобывающим компаниям приходится осваивать нетрадиционные способы добычи нефти: глубоководные месторождения, нефтеносные пески, арктические месторождения, производство кислых газов для добычи нефти и газа, а также новые отдаленные подводные районы. Для каждого из этих направлений требуются различные типы нефтедобывающего оборудования, при этом все это оборудование должно быть высокотехнологичным – чтобы оптимизировать нефтеотдачу, обеспечить высокую надежность скважин и сократить непомерные расходы на производство нефти, неизменно связанные с добычей ископаемых в труднодоступных условиях.
Например, по мере того как поисковые и разведочные работы на нефть и газ углубляются все дальше в море (и чем менее благоприятными становятся условия добычи), стоимость установки платформ – в некоторых случаях за сотни километров от берега – становится запредельной. Поэтому существует большой спрос на решения по перемещению эксплуатационного оборудования непосредственно на морское дно. Однако при этом нефтедобывающей компании все равно придется решать проблему перемещения добытого продукта обратно на берег. Вместе с партнерами GE Oil & Gas работает над проектом по установке на морское дно компрессорной установки. Концерн Aker Kvaerner недавно заключил с нами контракт на установку компрессора мощностью 12,6 МВт, который будет перекачивать нефть, добытую на дне Северного моря, на наземный нефтеперерабатывающий завод в 120 км от скважины.
Огромное значение имеют и вопросы гигиены и безопасности окружающей среды (Environmental, Health and Safety, EHS) – это также те требования, которые заказчики предъявляют к оборудованию. Нормы EHS все чаще обсуждаются, и с каждым годом компании все больше стремятся продемонстрировать, что их производство является экологически чистым. Это, в свою очередь, привело к увеличению спроса на оборудование, позволяющее свести к минимуму воздействие нефтедобычи на окружающую среду. В этой связи стоит упомянуть центробежные компрессоры GE BCL для впрыска кислого газа, стимулирующие процессы нефтедобычи без сжигания газа и соответственно без выброса парниковых газов. Или испаритель горячих газов (hot gas expander) для мощных нефтедобывающих систем (Power Recovery Systems), вырабатывающий в среднем около 18 МВт электроэнергии и позволяющий отказаться от закупок такого объема электроэнергии из центральной энергосистемы. Благодаря этому решению нефтеперерабатывающее предприятие может сэкономить на электроэнергии до 9 миллионов долларов в год. Кроме того, эта технология позволяет избежать ежегодного выброса 244 000 тонн углекислого газа – что примерно эквивалентно ежегодным выбросам углекислого газа 44 000 легковых американских автомобилей.
– Каковы особенности деятельности компании, предлагающей нефтегазодобывающее оборудование? Насколько важны при работе с клиентами эксплуатационные аспекты поставленного оборудования и уровень сервисного обслуживания?
– В этой отрасли невозможно добиться высоких показателей и скоростей без качественной продукции. Нефтедобывающее оборудование в круглосуточном режиме может эксплуатироваться в суровых климатических условиях в различных уголках земного шара. Незапланированный простой приводит к многомиллионным убыткам. Поэтому наши заказчики нуждаются в качественном и оперативном сервисе.
Компания GE Oil & Gas постоянно вкладывает средства в повышение качества обслуживания и внедрение новых технологий. Мы оптимизируем процессы логистики с тем, чтобы избежать возможных задержек, и выделяем деньги на развитие новых технологий и производственных мощностей для ускорения и гарантирования поставок нашей продукции.
Не секрет, что большинство проблем возникает непосредственно на месте установки оборудования. Поэтому мы вместе с заказчиками разрабатываем дополнительные меры, предусматривающие возможность возникновения нештатных ситуаций и упрощающие их устранение. Наша рациональная программа монтажа оборудования охватывает все самые важные аспекты проекта: руководство строительными работами, планирование материальных ресурсов, поставки, привлечение технических консультантов, монтаж оборудования и пусконаладочные работы. Тем не менее, даже несмотря на эти меры, в процессе монтажа оборудования возникают различные сложности, и мы принимаем меры по увеличению скорости работы, для того чтобы установить и запустить оборудование в максимально короткие сроки.
В каждом конкретном случае, при решении каждой отдельной проблемы мы получаем своеобразный урок, который в дальнейшем учитываем в процессе разработки своей продукции, и таким образом мы осуществляем постоянный реинжениринг с тем, чтобы еще быстрее и лучше решить проблему в следующий раз.
– Не могли бы вы рассказать об основных тенденциях в сфере слияний и приобретений в нефтегазовой отрасли?
– Нефтегазовая отрасль остается весьма привлекательной для GE. Мы совершили несколько приобретений, позволивших расширить наш бизнес и получить дополнительный опыт в технологиях производства нефти и газа. Так, в феврале 2007 года мы завершили приобретение компании VetcoGray, одного из ведущих мировых поставщиков бурового оборудования, оборудования для завершения скважин и эксплуатационного оборудования для наземных и морских месторождений нефти и газа, в том числе для подводного применения.