Тот факт, что, вставая утром, мы имеем возможность включить электрочайник, умыться в светлой ванной и спуститься на лифте, связан не только с обеспеченностью нашего региона проживания определенным количеством установленных мощностей и подключением к электросетям, но и с работой диспетчеров. Именно они координируют работу оперативного персонала всех генерирующих и сетевых предприятий. С диспетчерами согласовывают режимы работы оборудования, сроки вывода его в ремонт. Они осуществляют планирование краткосрочных и долгосрочных балансов потребления и производства электрической энергии с учетом пропускной способности электрических сетей. Другими словами, диспетчеры прогнозируют режимы работы энергосистемы таким образом, чтобы в режиме реального времени обеспечить необходимые нагрузки с учетом пропускной способности электрических сетей. Диспетчеры осуществляют как долгосрочное прогнозирование – на год, на месяц, так и краткосрочное – на сутки вперед, на каждый час. Электростанции получают графики работы на каждый час суток в соответствии с их ценовыми заявками. Задачей диспетчера является управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики (изменение нагрузки электростанций, состояния линий электропередачи, источников реактивной мощности и т.д.) с целью обеспечения баланса производства и потребления электрической энергии, а также надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, соответствующих требованиям стандартов и технических регламентов.
ОАО «Системный оператор – Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы» образовано 17 июня 2002 года в рамках реформы электроэнергетики России и является центральной координирующей и системообразующей структурой отрасли. Главная задача Системного оператора – управление режимами работы Единой энергетической системы, обеспечение ее надежной работы. Сегодня в задачи Системного оператора также входят технологическое обеспечение функционирования оптового рынка электроэнергии, обеспечение параллельной работы «ЕЭС России» с энергосистемами зарубежных стран, подготовка предложений и экспертных заключений по вопросам перспективного развития энергетики страны.
Сейчас Россия стоит на пороге окончания формирования целевой модели электроэнергетики. Эта модель сочетает в себе две сильные стороны: развитие рыночных отношений и стратегический контроль государства над двумя ключевыми элементами производственной цепи: передачей и управлением потоками электроэнергии. Особенное значение на данном этапе реформы имеет взаимодействие органов власти с инфраструктурными организациями, благодаря которым обеспечивается надежность функционирования энергосистем в ходе реформы.
Как отметил, в частности, Александр Пироженко, начальник Управления по контролю и надзору в топливно-энергетическом комплексе ФАС, один из участников Международной научно-практической конференции «Системные операторы и рынки электроэнергии – опыт ОАО «СО – ЦДУ ЕЭС» и международная практика», чтобы конкуренция была реальностью, необходимо обеспечить достаточное для ее организации количество участников на рынке. При этом возникает вопрос как о качестве, так и количестве этих участников. В настоящее время продолжается и находится на завершающей стадии реорганизация РАО «ЕЭС России». Из компании выделяется генерирующая компания. Уже выделены Системный оператор и Федеральная сетевая компания, которая является инфраструктурой рынка. Их независимость от участников рынка является обязательным условием для формирования полноценной конкуренции на рынке, подчеркнул он. Ряд частных инвесторов уже стал собственником генерирующих активов, и этот процесс продолжается. Выделено 12 территориальных генерирующих компаний и шесть тепловых оптово-генерирующих компаний, которые имеют, собственно, самое серьезное влияние на ценообразование на рынке электроэнергии. Именно оптово-генерирующие компании сформированы по экстерриториальному принципу, чтобы ограничивать их влияние на цены в определенных зонах энергосистемы. Известно, что на рынке будут действовать две крупнейшие генерирующие компании под контролем государства. Это «ГидроОГК», сформированная на основе гидрогенерирующих активов ОАО «РАО «ЕЭС России», и концерн «Росатомэнергопром».
Важнейшим условием для развития конкуренции является максимальная информационная прозрачность, прозрачность деятельности инфраструктуры, в том числе Системного оператора, Федеральной сетевой компании, а также администратора торговой системы. Участники рынка вправе иметь равный доступ к той информации, которая необходима для принятия рыночных решений.
Рынок электроэнергии в России имеет существенные особенности и существенные отличия, собственно, как и любой другой рынок любой страны. Наши особенности заключаются в том, что у нас есть довольно существенные системные ограничения, которые дают возможность манипулировать ценами на рынке при «злонамеренном», как отметил Александр Пироженко, поведении участников рынка.
Известно, что в России действует один из самых жестких, наверное, в мире подходов к разделению видов деятельности. В отличие от многих других стран установлено, что на переходный период в рамках одной компании не могут находиться активы, которые обеспечивают соответственно конкурентные виды деятельности, то есть производство и сбыт электроэнергии, с одной стороны, и с другой стороны, естественно монопольные виды деятельности – это передача и оперативно-диспетчерское управление.
Конференция показала необходимость наличия системных операторов для функционирования рынка. Сейчас Системный оператор стал полноправным участником рынка, и именно на него возложена задача определения потребности в объемах, размещении и типах генерирующих мощностей на перспективу. Он же должен будет проводить аукционы мощности на три года вперед, или, другими словами, вести отбор поставщиков системных услуг, организовывать взаимодействие с участниками (в том числе новые договорные отношения) и осуществлять систему контроля исполнения обязательств.
Интересным с точки зрения участия системных операторов в регулировании в условиях рынка являлся пример электроэнергетики США, которые до 1996 года вообще не имели независимых системных операторов. На энергорынке господствовали частные вертикально интегрированные компании, муниципальные компании, кооперативы и государственные компании. А управление режимами осуществлялось самими компаниями. В итоге отсутствовала конкуренция, а частные энергокомпании регулировались энергетическими комиссиями отдельных штатов и обслуживали свои территории на монопольных правах. Конечно, ни о каком рынке в полном понимании этого слова речи быть не могло. И лишь попытка обеспечить доступ к потребителям всех генерирующих компаний (директива 888) привела к разделению вертикально интегрированных компаний по видам деятельности и появлению первых независимых системных операторов. Таким образом, опыт США показывает, что создание единого энергорынка вызывает появление системных операторов, а их наличие крайне важно как раз для бесперебойного функционирования этого рынка.