На самом деле эти два левых политических деятеля – серьезные соперники.
Фото Reuters
Вопрос: нефть или этанол? – меньше всего отражает проблемы экологии и имеет не только финансовую, но и политическую подоплеку. Сейчас президенты Бразилии Луиш Инасиу Лула да Силва, известный как просто Лула, и Венесуэлы Уго Чавес активно вербуют себе сторонников в Латинской Америке. Однако речь идет не столько политических предпочтениях, сколько о┘ топливе. Накануне наступления весны в другом полушарии венесуэльский экс-парашютист побывал в Уругвае, Аргентине, Боливии и Эквадоре, где гарантировал местной элите бесперебойные и длительные поставки нефти и газа. В это же время бывший бразильский профлидер посетил пять стран Центральной Америки и Карибского бассейна, в которых представлял бразильскую программу производства этанола из местного сырья – сахарного тростника.
Для Чавеса главным козырем привлечения политической элиты посещаемых стран на свою сторону являлись инвестиции. В Эквадоре он обещал построить нефтеперерабатывающий завод стоимостью 5 млрд. долл. Боливийцам он предлагал 1 млрд. долл. на создание венесуэльско-боливийского СП Petroandina. В Аргентине Чавес заявил о капиталовложениях в полмиллиарда долларов на сооружение установки по обратному преобразованию сжиженного газа, который предполагается доставлять на кораблях из Венесуэлы. Да и в Уругвае «красный» Уго обещал бесперебойные поставки нефти и газа как минимум на ближайшие 100 лет.
Не так вызывающе, но так же настойчиво вел себя Лула да Сильва в окружающих Венесуэлу государствах. Проводя свою «этаноловую» миссию, бразильский президент в Гондурасе, Панаме и на Ямайке предлагал, правда, лишь трансфер технологии для производства этанола. Но при этом он ссылался на емкий рынок США, где имеется большой спрос на этанол и куда после своего визита в начале года он намеревается организовать масштабный сбыт растительного спирта, пользуясь обещанием Буша снизить чуть ли не до нуля таможенные пошлины на этот товар, считающийся пока сельскохозяйственным. Дело в том, что Бразилия и США уже сотрудничают с Гаити, Доминиканской республикой, Сент-Киттсом и Невисом, Сальвадором в вопросе производства этанола и продолжают консультации с другими странами континента. Именно в этом ключе и развивалась нынешняя инициатива Лулы. В том, что программа производства бразильского этанола пользуется поддержкой нынешнего президента США, ничего удивительного нет. Бушем движет не только озабоченность потеплением климата и высокими ценами на нефть. Несмотря на то что Буш–политик правого толка, а Лула всегда был левым, их роднит неприязнь к венесуэльскому президенту Уго Чавесу и к зависимости от невозобновляемых энергоносителей. Антиамериканизм Чавеса известен, и одного этого уже достаточно, чтобы он стал нежелательным для США. С Бразилией все сложнее. В последние 10 лет Бразилия предпринимала неимоверные усилия, чтобы стать лидером Латинской Америки. Но тут на арене появился Чавес и начал рваться к руководству в регионе, пользуясь нефтяным богатством своей страны.
Однако ахиллесовой пятой Чавеса, по мнению западных экспертов, является нехватка средств для разработки собственных залежей нефти и природного газа. Американские нефтефирмы ExxonMobil и ConocoPhillips уже покинули Венесуэлу, а другие частные инвесторы напуганы планами национализации, которые провозглашает президент. Пока бравому полковнику остается только надеяться на российские компании «ЛУКОЙЛ» и «Газпром», которые сейчас пытаются нарастить свое присутствие в этом латиноамериканском государстве. Как показал сентябрьский российско-венесуэльский деловой форум, приуроченный к визиту в Москву вице-президента Венесуэлы Хорхе Родригеса, другие российские нефтяные компании тоже не прочь последовать этому примеру.