Быть или не быть реформе, определит в конечном счете размеры электропотребления в обозримом будущем.
Виталий Ермолаев. «Утро» Галерея ART Rezidence в Юрмале
Обсуждение последних деталей второго этапа реорганизации РАО «ЕЭС России», который, по сути, означает завершение идущей в отрасли с 2003 года реформы, совпало с началом политического сезона и стартом предвыборной гонки. В связи с этим стали высказываться сомнения в том, что государство пойдет на последний этап реформы накануне выборов. Возможно, с подобными сомнениями и была связана августовская атака налоговиков на РАО «ЕЭС России» в момент перехода этой энергетической монополии ко второму этапу реформы. В памяти сразу всплывают два не столь давних налоговых сценария: разгром и распродажа ЮКОСа и компромисс с Pricewaterhouse. То, что подобная атака не случайность, сомнений не вызывает. Главное определить, что стоит за ней – разборки между претендентами на наследство Чубайса или попытка затормозить процесс всей реформы электроэнергетики. Скорее всего внешняя похожесть не будет определять существо конфликта, поскольку речь идет о несравнимых масштабах. Но опробованная ранее методика сразу бросается в глаза. Не лишен логики и момент, выбранный налоговиками и теми, кто, возможно, стоит за ними, – знойные августовские дни, когда и политическое, и экономическое руководство страны, да и самой РАО «ЕЭС России» находилось на каникулах.
Однако при этом забывают, что государство – мажоритарный акционер РАО «ЕЭС России», ему принадлежит более 52% акций энергомонополии. В совете директоров компании «государевы люди» занимают 10 кресел из 15. И несмотря на это, реформа в электроэнергетике уже близка к завершению, а Анатолий Чубайс по-прежнему находится у руля РАО «ЕЭС России».
Основная цель реформирования электроэнергетики России состоит в повышении эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей, развитие конкуренции.
В ходе реформы изменилась структура отрасли: фактически осуществлено разделение естественно-монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) видов деятельности. Сформированы новые субъекты отрасли – генерирующие ОГК и ТГК, сбытовые и ремонтные компании. В результате реформирования электроэнергетики они станут преимущественно частными. В естественно-монопольных сферах, таких, как, например, сетевое хозяйство, напротив, произойдет усиление государственного контроля.
1 сентября 2006 года решением правительства вступили в силу правила оптового и розничного рынков электроэнергии. Это событие – одно из ключевых в процессе реформы отрасли. Заложенные этими документами принципы конкурентного ценообразования, которое должно распространиться на всю оптовую торговлю электроэнергией к 2011 году, – важнейший сигнал для потенциального инвестора, гарантия окупаемости его вложений.
Таким образом, созданы условия для развития полноценного рынка электроэнергии в России. Это должно обеспечить российским предприятиям конкурентную способность в условиях глобального мирового рынка. В этих условиях существование РАО «ЕЭС России» в качестве государственной монополии становится излишним.
Реорганизация головного общества проводится в два этапа. Выбор двухэтапной схемы вызван необходимостью в ходе первой реорганизации оценить способность крупных частных генерирующих компаний самостоятельно привлекать инвестиции, управлять своим развитием, участвовать в работе оптового рынка электроэнергии, а для ТГК – и в сегменте тепловой энергии. Последовательное, в два этапа, реформирование ОАО РАО «ЕЭС России» также вызвано необходимостью отработки механизма реорганизации общества.
Первый этап реорганизации завершился 3 сентября 2007 года. В ходе него из ОАО РАО «ЕЭС России» были выделены ОАО «ОГК-5» и ОАО «ТГК-5». Эти компании стали первыми в России частными генерирующими компаниями, созданными в процессе реформирования электроэнергетической отрасли. Обе компании до выделения успешно разместили эмиссии дополнительных акций и привлекли 12,28 млрд. руб. и 11,63 млрд. руб. инвестиций соответственно. На сегодняшний день совокупная капитализация «ОГК-5» и «ТГК-5» превышает 170 млрд. руб.
Акционеры ОАО РАО «ЕЭС России» в результате первой реорганизации в дополнение к принадлежащим им акциям ОАО РАО «ЕЭС России» получили акции ОАО «ОГК-5» и ОАО «ТГК-5» пропорционально своей доле в уставном капитале энергохолдинга. При этом число акций ОАО РАО «ЕЭС России», принадлежащее им, осталось неизменным.
В ходе второго этапа (окончание – 1 июля 2008 года) завершатся структурные преобразования активов энергохолдинга, произойдет обособление от ОАО РАО «ЕЭС России» всех компаний целевой структуры отрасли (ФСК, ОГК, ТГК и др.) и прекращение деятельности головного общества ОАО РАО «ЕЭС России». Параллельно будет решена задача увеличения доли участия государства в ФСК, Системном операторе и «ГидроОГК» и ликвидации дефицита инвестиционных средств в этих компаниях.
При этом ключевым базовым принципом окончательной реорганизации ОАО РАО «ЕЭС России» является пропорциональное распределение активов ОАО РАО «ЕЭС России» между всеми акционерами. Это означает, что миноритарные акционеры ОАО РАО «ЕЭС России» в результате реорганизации получат акции ФСК, «ГидроОГК», «Холдинга МРСК», ОАО «РАО «Энергетические системы Востока», «Интер РАО ЕЭС», 5 ОГК и 13 ТГК в пропорции, равной их доле участия в уставном капитале головной компании. Вторая реорганизация будет проходить по технологии так называемой совмещенной реорганизации. В ходе нее из ОАО РАО «ЕЭС России» будет выделено несколько групп холдинговых компаний.
Акции «Холдинга МРСК», «РАО Энергетические системы Востока», ОАО «Интер РАО ЕЭС холдинг» будут распределяться пропорционально доле в уставном капитале РАО «ЕЭС России» между всеми акционерами компании – и государством, и миноритариями.
Акции второй группы холдингов – Государственного холдинга и государственного холдинга «ГидроОГК» будут распределяться только государству. На баланс этих компаний в ходе реорганизации поступят приходящиеся на долю мажоритарного акционера пакеты в тепловой генерации, ФСК и МСК, а также «ГидроОГК» и ряда АО-ГЭС соответственно.
Еще одна группа – так называемые специальные холдинги. На их баланс передаются пакеты акций тепловых генерирующих компаний, ФСК, «ГидроОГК» и другие активы, приходящиеся на долю акционеров, пожелавших создать такие специальные холдинги. Всего по просьбе акционеров было создано три спецхолдинга: ОАО «Интергенерация», ОАО «Сибэнергохолдинг» и ОАО «Центрэнергохолдинг», сформированных по инициативе акционеров РАО «ЕЭС России»: ГМК «Норильский никель», ОАО «СУЭК» и ОАО «Газпром».
Миноритарные акционеры, не воспользовавшиеся правом на создание спецхолдингов, получат акции миноритарного холдинга «ФСК ЕЭС» и миноритарного холдинга «ГидроОГК», а также 18 миноритарных холдингов тепловых ОГК и ТГК. На баланс этих компаний будут переданы акции ФСК и магистральных сетевых компаний, акций ОАО «ГидроОГК» и ряда АО-ГЭС, а также акции соответствующих тепловых генкомпаний, приходящиеся на долю миноритарных акционеров.
Большинство выделенных холдингов будут одновременно присоединены к соответствующим компаниям целевой структуры. Но есть и исключения. «Холдинг МРСК», «РАО Энергетические системы Востока», ОАО «Интергенерация», ОАО «Центрэнергохолдинг» и ОАО «Сибэнергохолдинг» будут существовать в качестве холдингов и после завершения второй реорганизации РАО. ФСК и «ГидроОГК» получат госдоли в ОГК и ТГК. Это позволит государству достичь целевых долей участия в этих компаниях в размере 75% + 1 акция и 50% + 1 акция соответственно. Впоследствии акции генерирующих компаний, относящиеся к государственной доле, будут проданы, а полученные средства будут направляться на ликвидацию инвестиционного дефицита ФСК и «ГидроОГК».
Наконец, сама корпоративная оболочка ОАО РАО «ЕЭС России» будет присоединена к Федеральной сетевой компании.
Таким образом, государство не только не потеряет, но сохранит и даже увеличит контроль за ключевыми, инфраструктурными сегментами электроэнергетической отрасли. Что же касается стратегии развития энергетики, управления госсобственностью в отрасли – все эти функции РАО «ЕЭС России» также перейдут государству.
Впрочем, в РАО рассчитывают и на появление еще одного «центра силы» – саморегулирующихся структур, которые будут представлять интересы всех субъектов отрасли. Одной из них может стать некоммерческое партнерство Совет рынка. Сейчас идет разработка законопроекта, который планируется в ближайшее время внести на рассмотрение в Государственную Думу. В этом документе будут отражены нормативные и регуляторные полномочия Совета рынка.
Окончательное решение вопроса о второй реорганизации ожидается 26 октября на внеочередном собрании акционеров, которое пройдет в заочной форме. Для принятия решения о реорганизации необходимо его одобрение 3/4 акционеров общества. Впрочем, похоже, что главный акционер РАО решение уже принял. Поэтому вряд ли какие-либо тактические моменты смогут оказать какое-нибудь влияние на ход реорганизации.