Газопереработка и газохимия станут ключевым элементом нефтегазового освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Фото предоставлено пресс-службой «Сибура»
Правительство России на протяжении последних четырех лет никак не может окончательно принять программу создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения. Этот документ одобрен «в принципе», но все еще дорабатывается. В итоге председатель правительства РФ Михаил Фрадков призвал чиновников перестать дискутировать и сделать все для того, чтобы начать реальное освоение ресурсов восточных регионов страны.
В последнее время часто можно услышать рассуждения о необходимости развития восточных регионов страны, которые, если ими не заниматься, могут постепенно попасть в сферу влияния Китая. Действительно, население Восточной Сибири и Дальнего Востока неуклонно сокращается. В этом нет ничего удивительного – во времена СССР государство стимулировало переезд людей в эти регионы более высокой оплатой труда. Во времена рыночной экономики аналогичные меры поддержки не появились, поэтому жители восточных областей стали перебираться в европейскую часть страны.
Характерно, что в Западной Сибири наблюдается обратный процесс. Население здесь постоянно увеличивается за счет прибытия рабочей силы из других регионов. Это легко объяснимо – в Западной Сибири еще в советские времена начали осваивать крупные месторождения нефти и газа. Теперь люди приезжают сюда на заработки, так как уровень оплаты труда в ЯНАО и ХМАО весьма высок.
Нефть любой ценой?
В настоящее время стремительными темпами идет строительство нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), и правительство требует наращивать добычу нефти в восточных регионах, чтобы заполнить эту магистраль. Однако здесь нельзя вдаваться в крайности и повторять печальный опыт Западной Сибири, где в погоне за ростом объема добычи нефти зачастую забывали о попутном газе, который является основным сырьем для нефтехимической промышленности. В результате сотни млрд. куб. м этого ценнейшего сырья были сожжены на факелах. В последние годы благодаря изменению политики государства, а также совместным усилиям «СИБУР Холдинга» и нефтяных компаний ситуация стала постепенно налаживаться. Поэтому очень важно снова не наступить на те же грабли.
Понятно, что строительство нефтепровода приведет к развитию сопутствующей инфраструктуры (дороги, узлы связи, линии электропередачи и т.д.). Многие люди получат работу и на месторождениях, которые будут давать нефть для его заполнения. Однако очевидно, что развитие нефте- и газохимических производств даст гораздо больший эффект как в плане получения прибыли, так и в отношении занятости людей. Не стоит забывать и о заказах на производство оборудования для газоперерабатывающих и химических заводов, которые могут стимулировать подъем в тяжелой промышленности. Но пока о больших планах в этом направлении нефтяники не говорят. Было заявлено только о необходимости построить большой нефтеперерабатывающий завод (мощностью 20 млн. т) в конечной точке нефтепровода ВСТО у мыса Елизарова.
Газовую программу для Восточной Сибири и Дальнего Востока по заданию правительства РФ подготовили Минпромэнерго и ОАО «Газпром». В ней говорится, что газопереработка и газохимия должны стать ключевым элементом освоения новой нефтегазовой провинции. Не секрет, что в советские времена на востоке страны была создана мощная научная база. Сегодня ученые страдают от невостребованности. Их можно было бы привлечь к созданию новых технологий.
Энергия будущего
Необходимо отметить, что газохимические предприятия необходимо строить не только для переработки попутного нефтяного, но и природного газа, который в восточных месторождениях весьма богат по составу. В нем, например, очень большое содержание гелия. В частности, только в двух месторождениях – Ковыктинском (Иркутская область) и Чаяндинском (Якутия) – содержится около 70% всех запасов гелия России. Гелий – уникальный химический элемент, легко теряемое на Земле в силу своих физических свойств минеральное сырье, источник энергии будущего. Он определяет развитие многих ключевых отраслей современного хозяйства, экономический, интеллектуальный и военный потенциал любой страны, в том числе авиаракетно-космической, электронной, атомной промышленности, медицины, фундаментальных и прикладных наук (исследований Мирового океана, сверхпроводимости и других).
Согласно прогнозам РАН спрос на гелий в период до 2030 года будет расти в среднем примерно на 4–6% в год, в результате чего к 2030 году его суммарное потребление достигнет примерно 225 млн. куб. м. Особенно быстро будет расти потребление гелия в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Согласно прогнозам НПО «Гелиймаш» к 2030 году мировой спрос на гелий будет еще выше – 300 млн. куб. м, при этом дефицит к 2030 году должен составить 160–170 млн. куб. м в год, из них около 60 млн. куб. м – в странах АТР. Россия при правильной государственной политике в данном вопросе может стать одним из крупнейших производителей и поставщиков гелия на мировой рынок.
Газохимия – основа роста
Как уже говорилось, развитие газопереработки и газохимии – один из базовых принципов Восточной программы. В ней говорится о необходимости организации максимально глубокой переработки газа на территории нашей страны. Поэтому в каждом их четырех центров добычи (Сахалин, Якутия, Красноярский край и Иркутская область) планируется построить газоперерабатывающие заводы. В результате из природного газа будут выделяться этан, пропан, бутан, гелий и другие ценные компоненты.
В свою очередь, на газохимических предприятиях начнется синтез новых продуктов из составных элементов природного газа. Сегодня российская промышленность значительно отстает от высокоразвитых стран по объемам переработки того же этана. Так, в США в нефтегазохимии используется более 9 млн. т этого сырья, а в России – всего 0,4 млн. т. Между тем тонна этана стоит 80–100 долл., такое же количество полученного из него этилена – уже 600–700 долл., а полиэтилена – 1200–1300 долл. Цифры говорят сами за себя.
К освоению новых нефтегазовых провинций на востоке России должен быть применен новый, прогрессивный подход, свободный от прошлых просчетов и учитывающий существенно более высокий уровень технологической вооруженности отрасли по сравнению с 1960–1970 годами. Необходимо не только извлекать из недр сырье, но и создавать из него продукцию с высокой добавленной стоимостью. Таким образом, именно газопереработка и газохимия служат основным резервом для развития газовой промышленности на востоке страны.
Правительству необходимо действовать здесь методом кнута и пряника – сочетая штрафные санкции для нерациональных недропользователей с льготами для создания высокотехнологичных производств. Кроме того, для освоения восточных месторождений обязательно понадобятся финансовые и технологические ресурсы зарубежных корпораций. По всей видимости, в проекты по добыче углеводородного сырья иностранцев будут привлекать в качестве младших партнеров, а при создании газохимических производств они могут рассчитывать на паритетное участие в совместных предприятиях.