Проблемой сделать Россию «электрической» вплотную начали заниматься большевики в 20-х годах прошлого века. Глава тогдашнего правительства страны Владимир Ульянов (Ленин) предполагал «примерно в 10 (5) лет построить 20–30 (30–50) станций, чтобы всю страну усеять центрами на 400 (или 200, если не осилим больше) верст радиуса; на торфе, на воде, на сланце, на угле, на нефти и┘ через 10 (20?) лет сделать Россию «электрической». Однако и сегодня проблема «сплошной электрификации» остается нерешенной. Ни в РАО «ЕЭС России», ни в федеральной сетевой компании никто не знает, сколько же территории России электрифицировано. Сегодня, как считает один из видных специалистов в области электроэнергетики профессор Борис Кудрин из Московского энергетического института, большая часть территории страны – без электричества. Это не только отдаленные и северные районы (2/3 России – 9 млн. человек), но и поселения Центра, Северо-Запада, Урала, Сибири, города и поселки, питающиеся по одной ЛЭП. Проблема не только в недостатках генерирующих мощностей и изношенности сетевого оборудования. Дело в стоимости подключения потребителей. В условиях рыночной экономики и сетевого монополизма электричество оказывается не каждому по карману. Возможно, поэтому на предстоящей в октябре осенней сессии российской Госдумы будет обсуждаться законопроект, регулирующий работу электроэнергетической отрасли на завершающем этапе реформы. Как считает председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев, в этом законопроекте «важную и высокую социальную значимость» имеет отмена платы за подключение потребителей к электросетям. По словам Валерия Язева, эта проблема важна для всей страны, поскольку суммы за подключение весьма значительные. «Одно дело, когда речь идет о крупном промышленном предприятии, другое дело, когда подключается частный дом. Такие платежи для большинства населения просто неподъемны», – считает глава комитета Госдумы.
Не стоит думать, что высокая стоимость подключения исключительно российская проблема. Например, в Германии сетевая компания E.ON Netz владеет электросетями общей протяженностью 32 500 км. Это самое большое частное сетевое хозяйство в Европе. Присоединение частного потребителя стоит в Германии более 1400 евро плюс налоги. Однако в Германии нет единого тарифа на такие услуги, как присоединение. Тарифы устанавливает снабжающая организация, и они могут быть выше или ниже, чем в среднем по стране. По данным российского посольства в Швеции, стоимость подключения к электросети обычной виллы (16–25 ампер) в районе плотной застройки (с развитой инфраструктурой) составляет около 13 000 шведских крон, а стоимость подключения к электросети той же виллы в сельской местности (без развитой инфраструктуры) составляет около 15 000 шведских крон. В том случае, если требуется прокладка кабеля длиной больше 60 м, за каждый дополнительный метр платится 98 шведских крон. Если расстояния большие, то может потребоваться дополнительная высоковольтная линия по цене 185 шведских крон за метр и установка трансформатора – 47 800–65 000 шведских крон. Кроме того, за все эти услуги взимается НДС, равный 25%.
Сетевики правят бал
В России технологическим присоединением энергопринимающих устройств потребителей и энергетических установок станций к электрическим сетям занимаются сетевые компании, рассматривающие его как самостоятельный вид деятельности, который осуществляется наряду с основной деятельностью по передаче электроэнергии в соответствии с Федеральным законом от 26.03.03 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Для регулирования деятельности по технологическому присоединению правительство Российской Федерации своим постановлением от 27.12.04 № 861 утвердило «Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям». А в соответствии с Правилами техприсоединения ФСТ России своим приказом от 15.02.05 № 22-э/5 утвердила «Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям». Новый порядок технологического присоединения в 2006–2007 годах был установлен пока только на территории более 40 субъектов Российской Федерации. Существующий сейчас порядок технологического присоединения обеспечивает определенные социальные гарантии для населения в процессе подключения. В соответствии с законом физические лица, подающие заявку на технологическое присоединение мощности до 15 кВт в коммунально-бытовых нуждах, оплачивают технологическое присоединение по социальной норме. Цена присоединения для них составляет 5,5 МРОТ за одно присоединение. Под термином «коммунально-бытовые нужды» понимается использование электрической энергии в целях, не связанных с коммерческой деятельностью, в том числе с производством. В коммунально-бытовые нужды входит освещение и работа домашних электрических приборов: холодильника, электроплиты, утюга, чайника, пылесоса и т.п. Кроме того, Федеральная служба по тарифам Российской Федерации в декабре 2006 года внесла изменения в «Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям», которые предусматривают особые условия присоединения для юридических лиц – некоммерческих организаций, а именно садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, гаражно-строительных, гаражных кооперативов, автостоянок, объединенных хозяйственных построек граждан (погреба, сараи и иные сооружения), содержащихся за счет прихожан религиозных организаций. Так, если некоммерческая организация желает технологически присоединить свой объект к электрическим сетям не в целях извлечения прибыли, т.е. только на коммунально-бытовые нужды, и ее члены рассчитываются по общему счетчику, а запрашиваемая мощность не превышает 15 кВт на члена организации, то плата не может превышать 5,5 минимального размера оплаты труда, умноженного на количество членов (абонентов) этой организации. Цена присоединения для физических лиц установлена федеральным законодательством, и ее применяют все сетевые компании, осуществляющие присоединение. Однако это не гарантирует потребителям отсутствие злоупотреблений в сетях таких собственников, как, например, муниципальные или принадлежащие предприятиям.
Проблема инвестиционной составляющей
До введения «Правил технологического присоединения порядок присоединения» был одинаковым как для юридических, так и для физических лиц (граждан). Расходы на присоединение, которые должен был понести гражданин, зависели от объема работ, необходимого для его присоединения. Другими словами, существовало понятие технической невозможности присоединения. И тогда за обеспечение такого присоединения приходилось платить потребителю довольно высокую плату в виде инвестиций в расширение, например, подстанции. В тех регионах, в которых не установлен новый порядок, сохраняется прежняя архаичная ситуация.
С точки зрения сетевиков, наиболее важным последним изменением является четкая фиксация мартовским постановлением правительства РФ включения инвестиционной составляющей в плату за технологическое присоединение. Ведь во многих регионах плата пока установлена в виде «платы за чернила», то есть не содержит средств на развитие сетей в интересах потребителей. С внесением изменений у сетевых компаний появляется источник средств на строительство сетей и подстанций и присоединение потребителей. Это должно стать стимулом для развития экономики и строительства в регионах. Опыт регионов, где тариф на присоединение введен и действует, показывает, что сетевое строительство, своевременное обеспечение электроэнергией потребителей позитивно сказывается на реализации новых проектов в региональных экономиках. В частности, в 2007–2009 годах Северо-восточные электрические сети ОАО «Ростовэнерго» по результатам заключенных договоров на технологическое присоединение потребителей планируют увеличение инвестиций в строительство и реконструкцию подстанций и линий электропередачи. В результате реализации намеченных инвестиционных проектов энергетики планируют покрыть прирост нагрузок на территории обслуживания Северо-восточных электрических сетей ОАО «Ростовэнерго» и значительно повысить надежность электроснабжения потребителей Ростовской области. Однако это, как видно, входит в противоречие с интересами малообеспеченных потребителей.