Наша экономика похожа на ведро с дырками. В результате нерационального использования топливно-энергетические потери составляют около 100 млрд. долл. По сути дела, этот показатель соизмерим с российским бюджетом. В России помимо известных еще со времен классиков проблем имеется еще одна – низкая энергоэффективность. Отечественные ученые подсчитали, что при пассивной политике энергосбережения снижение энергоемкости ВВП России в среднем на 2,3% в год до 2010 года равносильно снижению потребности в энергии в 2010 году на 280 млн. т у.т. При активной же государственной поддержке до 2010 года снижение энергоемкости возможно уже на 4,8%, сокращение потребности – на 560 млн. т у.т. Поскольку суммарное увеличение производства всех энергоресурсов к 2010 году может составить около 330 млн. т у.т, то при условии сохранения достигнутого уровня экспорта в первом случае (снижение энергоемкости на 2,3% ежегодно) энергоресурсов будет достаточно для увеличения ВВП только на 50–70%. Провозглашенная президентом цель – удвоение ВВП – возможна при ежегодном снижении энергоемкости ВВП на 4,8%. Снижение энергоемкости равносильно низкому энергопотреблению или, другими словами, энергосбережению. С 1999 года в Свердловской области реализуется программа энергосбережения, известная как «Семь шагов к теплу и свету». Задача создания системы энергетической паспортизации при этом рассматривается как важный инструмент и один из приоритетов в реализации государственной политики энергосбережения в Свердловской области.
В системе энергетической паспортизации различают несколько понятий:
– энергетический паспорт региона (области) как государственная система учета производства и расходования энергетических ресурсов, а также контроля их рационального использования;
– энергетический паспорт муниципального образования (предприятия, организации) – нормативный документ, отражающий баланс производства и потребления, показатели эффективности использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в процессе хозяйственной деятельности объектами на территории МО (предприятия, организации), а также содержащий энергосберегающие мероприятия;
– технический паспорт котельной (системы теплоснабжения);
– энергетический паспорт.
Новым этапом в этой системе стало появление в 2003–2004 годах ряда новых нормативных документов федерального уровня, в которых были сформулированы требования к повышению тепловой защиты зданий и сооружений – основных потребителей здания.
Представленная схема отражает три уровня сбора информации для энергетических паспортов: первичный – на предприятиях и в организациях, второй уровень – в муниципальных образованиях и верхний – сосредоточение и анализ данных об энергопотреблении и энергосбережении на уровне правительства области для принятия решений о планировании и нормировании потребления ТЭР в регионе энергии, что является важным объектом государственного регулирования в большинстве стран мира. Эти требования рассматриваются также с точки зрения охраны окружающей среды, рационального использования невозобновляемых природных ресурсов и уменьшения влияния парникового эффекта и др.
Под энергетическим паспортом гражданского здания понимается документ, содержащий геометрические, энергетические и теплотехнические характеристики зданий и проектов зданий, ограждающих конструкций и устанавливающий соответствие их требованиям нормативных документов. Энергетический паспорт здания разрабатывается с целью контроля соответствия его показателей на разных стадиях создания и эксплуатации здания.
При приемке зданий в эксплуатацию должен осуществляться тепловизионный контроль качества тепловой защиты здания с целью обнаружения скрытых дефектов и их устранения, который рекомендован распоряжением правительства области в 2006 году.
Следует отметить, что форма энергетического паспорта муниципального образования Свердловской области введена приказами Министерства строительства и ЖКХ области еще в 2004–2005 годах. Органам местного самоуправления постановлением правительства области только в начале текущего года рекомендовано в целях повышения энергоэффективности инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства разработать и утвердить программы энерго- и ресурсосбережения, энергетические паспорта, схемы тепло-, водо-, газо- и электроснабжения муниципального образования, мероприятия по реконструкции и модернизации инженерной инфраструктуры и т.д. В конце прошлого года правительство области установило и контрольные параметры экономических и социальных показателей развития Свердловской области на 2007 год, среди которых: прирост числа муниципальных образований, имеющих энергетический паспорт, должен составить не менее 12; наличие в муниципальных образованиях схем комплексного газо- и теплоснабжения должно составить не ниже 38,9% от числа муниципальных образований; снижение соотношения прироста потребления топлива и электроэнергии и прироста материальной составляющей в коммунальных услугах должно составить не менее чем 0,025%.
В Екатеринбурге намерены использовать положительный опыт применения такого инструмента, как энергетическая паспортизация в Германии. Энергетический паспорт там рассматривается как инструмент повышения энергоэффективности в рыночных условиях. Германское энергетическое агентство DENA на российско-германском симпозиуме представило недавно в Екатеринбурге положительный опыт реализации проекта «Энергетический паспорт зданий», который рекомендован нами для изучения и применения наряду с опытом других стран.