Нефтепродукты Азербайджана перед броском на Запад.
Фото автора
Азербайджану больше не импонирует имидж одного из сырьевых придатков Евросоюза и США. Официальный Баку твердо намерен увеличить к 2014 году поставки на мировой рынок продуктов переработки сырой нефти. Причем за счет продукции, выпускаемой как в самом Азербайджане, так и на новых НПЗ, которые планируется построить в Турции и Грузии. И если НПЗ в Грузии – это пока больше планы на будущее, то на строительство НПЗ рядом с турецким портом Джейхан азербайджано-турецкое СП SOCAR & Turcas Energy, в котором Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (ГНКАР) имеет контрольный 51% долевого участия, в начале июля получило разрешение от официальных властей Турции. Мощность нового НПЗ может превысить 10 млн. т нефти в год, инвестиции в проект могут достингуть 4 млрд. долл., сроки строительства составят 6–7 лет.
Экспортировать нефть или нефтепродукты?
Для нефти, которая добывается в Азербайджане структурами ГНКАР, оншорными операционными компаниями (ОК) и совместными предприятиями (СП) и записывается на баланс госкомпании, этот вопрос можно считать решенным. Основная часть этой нефти будет и дальше перерабатываться в Азербайджане, обеспечивая потребности республики в моторном топливе, мазуте, битуме, маслах, а не востребованные внутри страны объемы пойдут на экспорт. Во всяком случае, из 8,99 млн. т нефти, добытых в 2006 году ГНКАР, оншорными ОК и СП, 7,45 млн. т – почти 83% (на 0,8% больше, чем в 2005 году) – были отправлены на НПЗ Азербайджана.
Формально мощности двух бакинских НПЗ Азербайджана, структурно входящих в ГНКАР, способны осилить переработку 22 млн. т нефти в год: НПЗ имени Гейдара Алиева – 8 млн. т, а НПЗ Azneftyagh – 14 млн. т. Реально же на НПЗ им. Гейдара Алиева в минувшем году было переработано 4,28 млн. т нефти, а на НПЗ Azneftyagh – 3,17 млн. т. В результате было получено 6,937 млн. т нефтепродуктов (рост производства на 2,3%). В том числе производство автобензина составило 1,042 млн. т, дизельного топлива – 2,095 млн. т, топочного мазута – 2,825 млн. т, керосина – 0,737 млн. т, битума – 0,161 млн. т и минеральных масел – 0,075 млн. т.
В самом Азербайджане в 2006 году были реализованы 4,152 млн. т нефтепродуктов (60%). А экспортированы 2,926 млн. т (40%) на общую сумму 1,495 млрд. долл. Рост объемов экспорта нефтепродуктов Азербайджана составил в 2006 году 32%, хотя качество нефтепродуктов, выпускаемых в республике, и не соответствует (за исключением дизельного топлива) стандартам, действующим в промышленно развитых странах мира. И, как следствие, самым ходовым азербайджанским нефтепродуктом на мировом рынке в 2006 году было именно дизельное топливо. Азербайджан продал в 24 страны 1,611 млн. т дизтоплива (77%) на общую сумму 867,7 млн. долл. (58% от всей нефтепродуктовой экспортной выручки минувшего года). Даже США приобрели в Азербайджане 30,2 тыс. т дизтоплива на 12,9 млн. долл. Реализация же остальных нефтепродуктов Азербайджана на мировом рынке идет куда сложнее. Так, мазутное топливо Азербайджана заинтересовало в 2006 году лишь 14 стран, куда было продано 925 тыс. т (32,7%) на сумму 264 млн. долл. (17,7% дохода от всего экспорта нефтепродуктов).
Основными же потребителями азербайджанского бензина – 337 тыс. т (32,3%) на сумму 198 млн. долл. (13,2% дохода от нефтепродуктового экспорта) – в 2006 году оказались ближайшие соседи Азербайджана: Иран – 176,8 тыс. т, – испытывающий хронический дефицит моторного топлива на севере страны, и Грузия – 157,7 тыс. т, – вынужденная импортировать практически все нефтепродукты.
Невысокое качество нефтепродуктов Азербайджана мотивировано целым рядом причин: 1) технологическое оборудование НПЗ республики устарело и физически изношено; 2) после распада СССР налаженное производство специальных присадок, обеспечивающих выпуск качественных нефтепродуктов, в республике было практически остановлено; 3) объемы сырой нефти, поступающие на НПЗ, недостаточны для загрузки оборудования заводов в пределах, предусмотренных технологическими нормами. Другими словами, чтобы повысить конкурентоспособность азербайджанских нефтепродуктов, необходима коренная модернизация НПЗ республики. Однако министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев считает: «Для модернизации наших НПЗ требуется до 500 миллионов долларов инвестиций. Таких средств у нас нет, а если бы и были, то целесообразность их вложения в реконструкцию НПЗ весьма сомнительна».
Ставки по НПЗ сделаны?
Планируя будущее своей нефтепереработки, в Азербайджане, похоже, ставку сделали на «золотую середину». Технологический потенциал действующих НПЗ республики будет поддерживаться в состоянии, позволяющем сохранить на среднесрочную перспективу достигнутое качество выпускаемых нефтепродуктов, а в идеале даже повысить его до среднеевропейских стандартов. Во всяком случае, Государственная программа развития ТЭК Азербайджана в 2005–2015 годы предусматривает, что на НПЗ Баку за счет собственных средств ГНКАР будут реализованы следующие проекты: 1) на НПЗ им. Гейдара Алиева в 2005–2007 годах будет построена установка для получения химически чистой воды, а в 2010–2015-х запущена установка по гидроочистке дизельного топлива и топлива для реактивных двигателей, в результате качественные параметры дизтоплива и авиакеросина должны быть доведены до уровня стандарта EURO-2005; 2) на НПЗ Azneftyagh на установке ЭЛОУ-АВТ-6 должен быть проведен цикл работ по повышению качества выпускаемой продукции и снижению потерь в теплообменных системах ректификационных колонн, построена установка для производства изопропилена и пропан-пропилена, построена установка для производства бутен-бутилена (с целью доведения качества выпускаемого бензина до стандарта EURO-2005). Кроме того, ГНКАР намерена расширить свое присутствие на топливном рынке соседней Грузии, где и литр высокооктанового бензина стоит более 1 долл. (в Азербайджане – около 0,7 долл.), и куда нефтепродукты доставляются по своей железной дороге с минимальными транспортными издержками. Уже сейчас НПЗ Азербайджана обеспечивают до 50% потребностей Грузии в бензине, до 30% в дизтопливе, до 70% в битуме и до 100% в сжиженном газе. Для расширения сферы влияния НПЗ Азербайджана на топливном рынке Грузии страны-соседи создали СП SOCAR Energy Georgia, в котором ГНКАР имеет 51% долевого участия. Сейчас SOCAR EG контролирует до 55% топливного рынка Грузии. До конца 2008 года SOCAR EG планирует создать в Грузии собственную сеть из 30 приобретенных и построенных АЗС, а также оборудовать топливохранилище. Инвестиции SOCAR EG в топливный рынок Грузии к началу 2009 года должны составить до 50 млн. долл.
И наконец, до 2014 года планируется сдать в эксплуатацию близ Джейхана тот самый НПЗ, разрешение на строительство которого получило СП SOCAR & Turcas Energy. Новый НПЗ должен будет выпускать из долевой нефти Азербайджана, добытой на блоке Азери–Чираг–Гюнешли (АЧГ) и доставленной в Турцию по трубопроводу Баку–Джейхан, нефтепродукты, конкурентоспособные на европейском рынке. Таким образом, с помощью НПЗ в Джейхане ГНКАР решит сразу две очень важные задачи. Во-первых, создаст новое современное нефтеперерабатывающее производство. Во-вторых, нефтепродукты, полученные на НПЗ близ порта Джейхан, будут прямо из топливохранилищ завода закачиваться в танкера и дешевым морским путем, без «содействия» транзитных стран и без взимаемых ими пошлин, доставляться в порты Европы, Америки и т.д.
Единственное неудобство, которое гарантирует мировым потребителям нефти этот контролируемый ГНКАР НПЗ близ Джейхана, – это 10 млн. т жидких углеводородов проекта АЧГ, которые в результате ежегодно будут недополучать европейские и американские НПЗ.
Баку