Сегодня трудно сказать, как будет развиваться в ближайшие десятилетия потребность Европы в импорте природного газа. Если еще вплоть до начала столетия исходили из того, что эти потребности будут расти быстрыми темпами, то в последнее время прогнозы все больше корректируются в сторону более скромных показателей. Причина заключается в следующем: ожидается, что цена на импорт газа (которая зависит от цены на нефть) останется по-прежнему высокой, вследствие этого в области производства электроэнергии ставка предположительно будет делаться больше на угольные электростанции, чем на газовые. В соответствии с базисным сценарием ЕС потребность Европы в импорте газа на 2030 год прогнозируется на уровне 650 млрд. куб. м, а при изменении спроса в сторону понижения соответствующий показатель не превысит 500 млрд. куб. м.
Мировые запасы природного газа позволят поставлять его на рынок дольше, чем нефть, тем не менее, по-видимому, максимум мировой добычи газа будет достигнут еще до 2050 года. Так как природный газ на 70% транспортируется по трубопроводам, то существуют четко разделенные региональные газовые рынки (Европа, США, Восточная и Южная Азия). Для снабжения газом Европы решающее значение имеют такие регионы, как Россия, Центральная Азия, Ближний Восток и Северная Африка. Прогнозы газодобычи позволяют говорить о том, что до 2030 года существует достаточный резерв покрытия потребностей в природном газе.
В России следует рассчитывать на увеличение газодобычи как минимум до 2030 года, если удастся своевременно освоить крупные месторождения на Ямале и в Баренцевом море. Это, в свою очередь, будет в значительной степени зависеть от объема вкладываемых туда инвестиций. Если рост внутреннего потребления газа, на которое приходится две трети всего добываемого в России голубого топлива, можно будет ограничить посредством повышения внутренних цен, устанавливаемых государством в административном порядке, то экспорт российского газа в Европу до 2030 года может вырасти еще более чем на одну треть. Поэтому опасения относительно неизбежной газовой дыры неоправданны.
Производство газа в Центральной Азии, прежде всего в Туркмении, Азербайджане и Казахстане, значительно увеличится. Часть этого прироста попадет в Европу, другая часть будет экспортироваться в направлении Азии. Ожидается высокий рост добычи газа в Северной Африке, от чего в первую очередь выиграет Европа. На Ближнем Востоке Катар и Иран как основные (помимо России) газодобывающие государства все больше будут выступать на передний план. Однако пока еще трудно предсказать, какая часть газового экспорта этих стран придется на Европу.
Российский газ и Европа
С увеличением доли Африки и Ближнего Востока в общем объеме европейского газового импорта будет достигнут высокий уровень диверсификации структуры импорта газа. Доля России в европейском импорте снизится. Каспийский регион (вопреки точке зрения, что именно этот регион мог бы играть центральную роль в диверсификации поставок газа в Европу) существенного значения в обеспечении Европы газом, вероятно, иметь не будет. Это связано с тем, что природный газ из Казахстана и Туркменистана будет экспортироваться преимущественно в Россию и Китай, а не в Европу.
Германия, занимающая на европейском газовом рынке особое место, будет – как серьезное исключение внутри Европейского союза – поставлять из России все большие объемы газа, и соответственно доля российского газа в германском импорте увеличится. Это обусловлено тем, что природный газ из Африки и Ближнего Востока по географическим причинам не получит для Германии того же значения, как для Западной и Южной Европы.
Энергоносители как оружие?
Если большая часть российской нефти поставляется на Запад через Белоруссию, то основной объем природного газа транспортируется через Украину, оставшаяся часть – через Белоруссию. Перебои с поставками через обе эти страны-транзитеры были обусловлены их разногласиями с Россией относительно цен на поставки нефти и газа для их внутреннего потребления. Речь шла при этом об «арьергардных боях», связанных с отказом от советской модели субсидируемых Россией поставок природного газа. Однако можно предположить, что через несколько лет на территории СНГ произойдет выравнивание цен на природный газ. Если Россия не станет более субсидировать государства СНГ посредством заниженных цен на энергоносители, то эти страны будут вынуждены существенным образом перестроить свои экономики. Экономия электроэнергии и эффективность ее использования будут играть гораздо более значительную роль, нежели это было до сих пор. С другой стороны, государства СНГ смогут действовать более независимо от России, поскольку не будет причины для оказания ответных услуг политического характера.
В нефтяной и угольной сферах, которые не завязаны на эффективности энергоносителей, потенциала для шантажа государств-потребителей со стороны государств-поставщиков – таких, как Россия, – практически нет, а если есть, то лишь в незначительном масштабе, потому что потребители также способны найти других поставщиков. Нефть поставляется в Европу по системе трубопроводов только из России, что составляет 10% нефтяного импорта Европы. Прекращение поставок по этому каналу может быть сбалансировано за счет привлечения альтернативных поставщиков, сначала, правда, следует рассчитывать на более высокие издержки.
Что касается транспортировки природного газа по трансконтинентальным магистралям – а этот вид газовых поставок в Европу значительно превышает поставку сжиженного природного газа (СПГ) танкерами, то здесь возможности поиска альтернативных путей крайне ограничены, в силу чего длительное прекращение поставок по важным магистральным газопроводам имело бы значительные последствия. Однако при магистральной транспортировке природного газа существует высокая двусторонняя зависимость: ни поставщик, ни потребитель не могут сменить партнера. Поэтому временные перебои в поставках нанесут ущерб обеим сторонам в равной степени.
В ответ на это приводится возражение, что Россия в принципе может на какое-то время отказаться от поступлений от экспорта газа, а у стороны-потребителя нет аналогичного рычага давления («асимметричная зависимость»). Однако этот аргумент не учитывает бизнес-интересов задействованных компаний. «Газпром» самым тесным образом завязан на свою экспортную выручку и дорожит репутацией надежного поставщика, в силу чего он никоим образом не склонен подчиняться такой российской «энергетической внешней политике», которая могла бы нанести значительный ущерб его коммерческим интересам. Тезис об «асимметричной зависимости» в ущерб государствам-потребителям поэтому не является убедительным возражением против очевидной сильной двусторонней зависимости поставщиков и потребителей при транспортировке энергоносителей по магистральным трубопроводам.
Берлин