Ядерные технологии сегодня переживают период активного развития. Подъем испытывает и ядерная энергетика, пережившая десятилетия забвения и застоя. Однако использование ядерных технологий требует крайне сложных и разносторонних знаний в различных областях фундаментальных и технических наук, юриспруденции, экономики, управления и т.д. Сейчас отсутствуют эффективные механизмы их передачи от одного поколения другому. Поэтому ряд знаний может быть утерян навсегда. Одни широко распространены и находятся в свободном обмене, к другим ограничен доступ, а распространение – запрещено. Знания же в области ядерной энергетики долгое время не были востребованы. Поэтому на повестку дня сейчас ставится проблема управления знаниями как залог дальнейшего существования ядерной области в естествознании.
Эффективного управления знаниями требуют и инновационные разработки – в первую очередь из-за больших временных и материальных затрат. Например, создание реакторов на быстрых нейтронах, без которых невозможен замкнутый ядерный топливный цикл (ЯТЦ), идет уже более 60 лет. За эти годы на НИОКР в различных странах было потрачено свыше 70 млрд. долларов США, в работу оказались вовлечены 4 поколения исследователей. Потеря знаний и опыта в этой области обернется не только огромными экономическими убытками. Будут утрачены научные школы и экспериментальная база, разрушится система подготовки кадров. На «родине» проекта, в США, именно так и произошло.
Независимо от подъема или спада атомной промышленности построенные энергоблоки существуют очень долго. При эффективном управлении реакторы могут функционировать до 60 лет; полный срок существования АЭС превышает 100 лет, включая проектирование, строительство и вывод из эксплуатации. Для успешного управления станцией в течение всего этого времени необходимо эффективное управление знаниями, касающимися создания и опыта работы АЭС, а также обеспечение их доступности для специалистов будущего (как минимум, 4–5 поколений), сотрудников регулирующих органов и т.д.
Во имя безопасности
Следует особо отметить, что в сфере использования ядерных технологий плата за ошибки (в результате некомпетентности или утери информации) слишком велика – как вследствие высокой стоимости объекта, так и из-за возможных последствий для населения и окружающей среды. Причем речь идет не только о крупнейших авариях (масштаба чернобыльской), большую опасность представляют также ошибки в выборе конструкции и режима эксплуатации установок. Следовательно, создание действенной системы управления ядерными знаниями необходимо и для обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
В области захоронения ядерных отходов и долговременного хранения отработанного ядерного топлива нужно сохранение не только сформировавшихся знаний, но всей возможной информации – причем на столетия. Ошибки или некорректность в фиксации и передаче любых сведений представляют реальную угрозу для будущих поколений.
Ядерная безопасность требует свободного обмена информацией и опытом для предотвращения повторения событий, ставших причиной аварий. Однако распространение и использование знаний в этой области строго контролируются и регламентируются в силу важности нераспространения чувствительных ядерных технологий. По мере развития международных программ контроль ядерных материалов и установок должен принять трансграничный характер. Таким образом, необходим баланс между требованиями безопасности и нераспространения – а значит, высокая степень участия государственных органов в управлении ядерными знаниями.
Как сохранить уникальные знания?
Наиболее действенный механизм сохранения и передачи знаний – НИИОКР, строительство и эксплуатация ЯЭУ, в том числе экспериментальных установок, созданных с использованием инновационных технологий. С этой точки зрения лучшим примером попытки сохранить накопленные знания является российский проект БН-800 – и в этом как раз есть одна из основных целей его реализации сегодня, пока еще не внедрены производство плутониевого топлива и замкнутый ЯТЦ. А при отсутствии или ограниченности финансовых средств необходима срочная интеграция научных и образовательных учреждений (проектов) для организации сбора, описания, анализа и систематизации знаний. В этот процесс должны быть вовлечены ведущие специалисты отрасли – пока они еще живы, ведь в России, например, средний возраст «ядерщиков» – докторов наук превышает 65 лет! Для эффективной передачи знаний нужно активно привлекать к таким работам также и молодых исследователей, инженеров, техников.
Проектам по управлению ядерными знаниями МАГАТЭ отдает приоритет еще с 2001 года. В нашей стране в 2005 году на базе РНЦ «Курчатовский институт», Государственного технического университета атомной энергетики, Института теоретической и экспериментальной физики и Медицинского радиологического научного центра РАМН создана Российская ассоциация ядерной науки и образования (РАЯНО). Цель ее работы – принятие неотложных мер по сохранению и передаче новому поколению уникальных знаний и опыта. В декабре 2006 года РАЯНО совместно с Всемирным ядерным университетом (WNU) и МАГАТЭ организовала международную научную сессию «Ядерные технологии для человека в ХХI веке», посвященную ядерной медицине и радиофармацевтике. Этот форум стал первым мероприятием WNU, проведенным в России; в нем участвовали более 80 специалистов: представители российских организаций МАГАТЭ, WNU.
Но усилий самих ученых недостаточно. Управление и сохранение знаний должны стать задачей государства. Руководству Росатома и Министерства науки и образования нужно осознать необходимость активного участия России в соответствующих проектах МАГАТЭ. Кроме того, следует принять государственную программу по управлению ядерными знаниями. В ней должны быть определены организации, ответственные за каждое направление для инвентаризации установок, учета технологий и специалистов. А для руководителей отрасли необходимо организовать специальные учебные курсы в технических университетах или на базе Государственного центрального института повышения квалификации.