У Азербайджана амбициозные планы энергоэкспорта.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
В начале июня в Баку прошла XIV международная выставка «Нефть и газ Каспия», открывая которую, президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что разведанные запасы блока месторождений Азери–Чираг–Гюнешли (АЧГ), который с 1995 года разрабатывает международный консорциум из 10 компаний, составляют не 500 млн. тонн нефти, как это заявлялось на момент подписания Соглашения по АЧГ, а 1 млрд. тонн. Аналогично и газовые запасы месторождения Шах-Дениз, открытого в 1999 году и также осваиваемого консорциумом в составе семи компаний, президент Алиев оценил в 1,2 трлн. куб. м против стартовых 600 млрд. куб. м. Вместе с попутным нефтяным газом АЧГ два реально действующих и, что важно подчеркнуть, ориентированных на экспорт углеводородного сырья проекта республики обещают дать Азербайджану до 1,5 трлн. куб. м газа. Причем на значительную часть этих энергоресурсов рассчитывают Евросоюз и США, с которыми Азербайджан подписал меморандумы об энергетическом партнерстве.
Газ Азербайджана и Европа
На церемонии открытия «Нефти и газа Каспия» президент Алиев заявил, что в 2007 году Азербайджан, бывший до этого импортером газа (до 4,5 млрд. куб. м в год из России), стал наконец его экспортером. Действительно, в январе–марте Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (ГНКАР) поставила в соседнюю Грузию 0,1 млрд. куб. м газа (по цене 120 долл. за 1000 куб. м), и Тбилиси хотел бы, чтобы этот газовый ручеек продолжал течь и дальше.
Но газовые поставки ГНКАР в Грузию – это всего лишь прелюдия к главному для Азербайджана газовому событию 2007 года: началу экспорта газа Шах-Дениза в Турцию. На саммите Организации демократического и экономического развития – ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия), прошедшем 18–19 июня в Баку, президент Алиев заявил, что поставки газа с месторождения Шах-Дениз в Турцию по Южно-Кавказскому трубопроводу (стартовая мощность – 7,7 млрд. куб. м в год) начнутся до конца 2007 года. По мнению президента ГНКАР Ровнага Абдуллаева, это событие, возможно, произойдет уже в сентябре.
Однако, по прогнозам ГНКАР, в этом году на Шах-Денизе в рамках так называемой Стадии 1 будут добыты лишь 5,7 млрд. куб. м газа, из которых предположительно 2,7 млрд. куб. м составит доля Азербайджана, 2,75 млрд. куб. м – доля Турции и 0,25 млрд. куб. м – доля Грузии.
Таким образом, в 2007 году газовый экспорт Азербайджана действительно может составить 3,3–3,4 млрд. куб. м (3 млрд. куб. м – газ Шах-Дениза и около 0,4 млрд. куб. м – газ ГНКАР, поставляемый в Грузию) при прогнозируемой суммарной добыче около 14 млрд. куб. м (ГНКАР обещает добыть 6 млрд. куб. м, Шах-Дениз даст 5,7 млрд. куб. м и АЧГ – до 2 млрд. куб. м попутного газа, хотя в Баку хотели бы 3 млрд. куб. м и даже более) и собственных потребностях страны в 12 млрд. куб. м в год. Некоторый дефицит газа на своем внутреннем рынке в Азербайджане вынуждены компенсировать увеличением производства мазута.
В 2008 году газовый потенциал Азербайджана должен вырасти до 19 млрд. куб. м (ГНКАР обещает дать 8 млрд. куб. м, Шах-Дениз – выйти на проектный максимум в 8,6 млрд. куб. м и АЧГ – от 2 до 3 млрд. куб. м). Правда, из этого количества 6,6 млрд. куб. м должна получить Турция, а Грузия вообще хотела бы полностью переключиться на дешевый (по сравнению с российскими 235 долл. за 1000 куб. м) азербайджанский газ, то есть получать до 2 млрд. куб. м в год. В этом случае в Азербайджане останутся лишь около 10,5 млрд. куб. м газа, а с учетом потерь при транспортировке и распределении – менее 10 млрд. куб. м.
Де-факто это означает, что у Азербайджана до начала промышленной добычи в рамках Стадии 2 проекта Шах-Дениз (а это 2014–2015 годы) не будет экспортных объемов газа, кроме тех, что получат Турция и Грузия.
Прогнозируется, что в 2015 году все месторождения ГНКАР, а также АЧГ и Стадии 1 и 2 Шах-Дениза дадут Азербайджану до 22 млрд. куб. м газа. В этом случае у республики может появиться экспортный «излишек» в объеме до 3 млрд. куб. м (это менее 0,5% текущих газовых потребностей Европы), которые в Баку планируют поставить в Грецию и Италию. Объемы последующих экспортных поставок будут зависеть от динамики снижения газовой добычи на месторождениях ГНКАР и на блоке АЧГ.
Между Джейханом и Гданьском
Нефть Азербайджана, добываемая ГНКАР, а также в рамках проекта АЧГ, в Европу экспортируется с конца 1997 года, когда был запущен азербайджанский участок трубопровода Баку–Новороссийск. Правда, не по самому, как убеждены в Киеве, короткому маршруту – нефтепроводу Одесса–Броды, хотя идея экспорта нефти Азербайджана через Украину обсуждается Баку и Киевом с 1999 года. А с 2006 года эта идея стала главной энергетической составляющей сотрудничества в рамках ГУАМ.
Как заявил в Баку 19 июня президент Алиев, политическая поддержка у проекта транспортировки нефти Азербайджана по трубопроводу Одесса–Броды есть, а с технико-экономическими вопросами до лета 2008 года, когда в Тбилиси пройдет очередной саммит ГУАМ, поручено разобраться рабочим группам.
Однако дело в том, что приоритетным для Азербайджана является нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД) имени Гейдара Алиева, в строительство которого было вложено более 4 млрд. долл. (с учетом оплаты взятых под реализацию проекта кредитов – более 5 млрд. долл.), а не Одесса–Броды. В 2008 году БТД должен выйти на проектную мощность в 1 млн. баррелей нефти в сутки (50 млн. т в год). И для обеспечения проектной рентабельности БТД эти 50 млн. т нефти должны ежегодно в течение 20–30 лет перекачиваться из Баку в Джейхан.
Максимального уровня добычи нефти и газоконденсата в объеме 60–65 млн. т Азербайджан должен достичь в 2011 году (АЧГ – 50–55 млн. т, ГНКАР – 8 млн. т, Шах-Дениз – 2 млн. т газоконденсата). При оптимистическом прогнозе добычи эти 65 млн. т жидких углеводородов Азербайджана могли бы быть распределены так: 50 млн. т будут прокачаны по БТД, 7–8 млн. т – переработаны на НПЗ республики, а остаток в 7–8 млн. т предложен для прокачки в Европу по трубопроводу Одесса–Броды, минимальная рентабельная загрузка которого составляет 5 млн. т в год.
ГНКАР планирует построить в Грузии свой собственный НПЗ мощностью до 10 млн. т нефти в год. В ГНКАР хотели бы экспортировать не сырье, а более дорогие нефтепродукты, которые выгоднее производить на побережье Грузии из нефти, добытой в Азербайджане. Потому что если возить из Азербайджана к черноморским терминалам Грузии нефтепродукты, это будет, во-первых, на 3–5 долл. за тонну дороже, чем если теми же цистернами транспортировать сырую нефть. И, во-вторых, транспортировка сырой нефти безопаснее, чем, например, бензина. Таким образом, если ГНКАР построит в Грузии свой НПЗ, то для трубы Одесса–Броды сырья у Азербайджана уже не останется. Необходимо также учитывать, что пик добычи нефти на АЧГ продлится недолго, до 2017 года, после чего начнется последовательное снижение объемов добываемой на блоке нефти.
Решить все проблемы заполнения и БТД, и Одесса–Броды могла бы нефть Казахстана. Однако решение этого вопроса – прерогатива Астаны, не проявившей пока интереса к сотрудничеству в рамках ГУАМ.
Баку