Совместный труд на энергетической ниве открывает радужные перспективы.
Виталий Ермолаев. «Радость». Галерея ART Rezidence в Юрмале.
В Москве прошел российско-германский форум, посвященный вопросам энергоэффективности и энергосбережения. Эти темы важны для российской энергетики, поскольку именно здесь имеется множество узких мест, ведущих к нашему заметному отставанию от ведущих промышленно развитых стран мира. Министр экономики и технологий ФРГ Михаэль Глос надеется преодолеть их путем развития всесторонней кооперации между российскими и немецкими фирмами.
– Господин министр, вы вместе с министром Виктором Христенко 12–13 марта возглавляли германо-российский энергетический форум в Москве. Вы не могли бы дать оценку результатам форума с вашей точки зрения?
– Германо-российский энергетический форум в Москве был очень полезным. Высокопоставленные представители деловых кругов вместе с политическими деятелями обсудили перспективы германо-российских отношений в области энергетики. При этом мы можем опираться на энергетическое партнерство, существующее уже свыше 40 лет. Стало очевидным, что мы и впредь будем делать ставку на долгосрочную и стабильную кооперацию между нашими двумя странами в области энергетики. Тот факт, что мы, поднимая тему энергоэффективности, открыли перспективное широкомасштабное поле для сотрудничества между компаниями обеих стран, является дополнительным успехом.
– Мы знаем, что германские энергетические концерны в России не занимаются добычей энергоносителей, а закупают их. Можете ли вы представить себе другие формы деятельности в секторе энергетики, помимо нефти и природного газа?
– Ваше утверждение только условно правильно. Например, уже начиная с 1993 года в устье Волги существует германо-российское совместное предприятие по добыче нефти «Волгодеминойл». Кроме того, германские фирмы участвуют в освоении Ахимовского и Южно-Русского месторождений природного газа.На ваш вопрос в отношении возможной деятельности помимо нефтегазовой сферы могу лишь сказать следующее: я не вижу ни одной сферы, в которой мы с вами не могли бы или нам не следовало бы сотрудничать по всей технологической цепочке, начиная с транспортировки, через переработку и вплоть до потребления всех видов энергоносителей. В условиях предусмотренного более активного использования каменного угля при выработке электроэнергии в России наши фирмы могли бы предложить, например, свой долголетний опыт, накопленный при добыче угля как в горных выработках, так и в открытых разрезах, а также в сфере эффективной выработки электроэнергии путем сжигания угля на экологически чистых электростанциях.
– Были ли достигнуты конкретные договоренности между фирмами – участниками энергетического форума? Какие перспективы существуют для дальнейшего сотрудничества между компаниями наших стран в области энергетики?
– Результатом энергетического форума является расширенное сотрудничество между российскими и германскими компаниями в вопросах энергоэффективности, что я всячески приветствую. Были согласованы проекты как в секторе производства, так и в области энергопотребления. Во время энергетического форума санкт-петербургский «Невский завод» и Siemens AG подписали контракт о создании совместного предприятия по производству высокоэффективных приводных турбин. Эти приводные турбины предназначены в первую очередь для энергосбережения при трубопроводной транспортировке нефти и природного газа.
– Кроме того, концерн Siemens AG подписал с московским «Электрозаводом» меморандум о взаимопонимании в вопросах сотрудничества в модернизации и строительстве новых небольших децентрализованных теплоэлектростанций и электростанций.
– Германские деловые круги предложили провести сравнительный анализ энергоэффективности на двух-трех германских и российских предприятиях различных отраслей. Целью анализа является выявление и прямое сопоставление потенциалов энергоэффективности и формулирование конкретных рекомендаций. Далее представители деловых кругов Германии объявили о готовности предоставить в рамках германо-российского проекта профессиональной подготовки российских инженеров 20–30 дополнительных мест для стажировки российских менеджеров в сфере энергетики на германских предприятиях. Надеюсь, будут и другие конкретные проекты.
– Скажите, пожалуйста, как Германия смотрит на проблематику Энергетической хартии? Что может быть изменено в хартии, чтобы обе стороны, то есть ЕС и РФ, считали ее приемлемой?
– Международные отношения, в том числе и в области энергетики, всегда следовало бы осуществлять в соответствии с согласованными и принятыми правилами, учитывающими интересы всех участников. Энергетическая хартия была призвана выполнить такую функцию в сфере энергетики. Россия согласилась с Совместным заявлением санкт-петербургского саммита «группы восьми» по вопросам энергетической безопасности, включившим в себя принципы Энергетической хартии. Это могло бы стать хорошей основой.
– Каким образом Германия координирует с другими странами ЕС свою позицию в энергетике по отношению к России? Какие вопросы сотрудничества с Россией должны находиться в компетенции Германии, а какие в компетенции других стран – членов ЕС?
– Двусторонние германо-российские энергетические отношения я рассматриваю в качестве составной части энергодиалога ЕС–РФ. Это я еще раз подчеркнул на энергетическом форуме 13 апреля 2007 года в Москве. Однако действия на европейском уровне не могут заменить наших двусторонних контактов. Надо обеспечить взаимодополняющее сосуществование обеих форм сотрудничества, которые оказывали бы друг на друга плодотворное воздействие.