Основной полугосударственной структурой, решающей вопросы перспектив развития энергетики в Германии, является Немецкое энергетическое агентство (DENA). На ганноверском форуме World Energy Dialogue глава агентства Штефан Колер дал развернутую характеристику перспектив развития энергетики в России и в Германии.
– Господин Колер, как развивается сейчас сотрудничество между DENA и Россией?
– DENA работает с Россией на трех уровнях: на государственном уровне существует рабочий кружок «Энергетическая эффективность», который был создан федеральным Министерством экономики и технологий и российским Минпромэнерго. В его рамках мы развиваем проекты по теме «Энергоэффективность» на всех этапах – добыча энергии, ее транспортировка, преобразование и применение энергии. DENA председательствует с немецкой стороны в этом рабочем кружке. В этой связи я участвовал по приглашению комитета Думы по энергетике в декабре в круглом столе по актуальным вопросам энергоэффективности и энергосбережения.
Второй уровень – это организация доступа к информации и ноу-хау. В этих целях мы создали совместную российско-германскую интернет-платформу. Мы разрабатываем, например, идеи для повышения энергоэффективности, издаем справочники по этой теме. Третий уровень касается конкретных проектов, которые мы разрабатываем и претворяем в жизнь. К ним относится, в частности, проект энергетической эффективности в жилищной сфере, в ЖКХ и в области создания возобновляемых энергетических технологий. В последнем случае речь идет об использовании ветровой энергии в Сибири.
Дальнейший центр тяжести лежит в нашей деятельности в сфере реализации механизма совместного осуществления (Joint Implementation). В этой области имеется большой потенциал и соответственно большой интерес со стороны как российской, так и немецкой стороны в отношении осуществления здесь конкретных проектов. Так, мы разработали некоторые проекты и ищем среди них немецких партнеров для их осуществления.
– В российской Думе прошла дискуссия о законе о возобновляемой энергии. Какие шансы вы видите для развития возобновляемой энергетики в России?
– Что касается ведущейся в России дискуссии о новом законе об возобновляемой энергетике, то мы были приглашены думским комитетом по энергетике для участия в круглом столе по актуальным вопросам энергоэффективности и энергосбережения. Я думаю, что это хорошее начало. Однако мы видим и потребность в приспособлении соответствующего законодательства к конкретным условиям, если речь заходит о России и Германии. Ведь мы не можем автоматически переносить на российскую почву немецкие законы. Германия значительно меньше России и имеет другие структуры. Поэтому нельзя переносить немецкое законодательство на российскую почву в масштабе 1:1. Но мы усматриваем особую необходимость в отношении создания структур, на базе которых будет основываться новый закон об энергетике. Причем возобновляемые источники энергии (ВИЭ) должны различаться в плане производства электроэнергии, тепла и горючего для транспорта. Надо сказать, что уровень использования ветровой энергии для производства электроэнергии в настоящее время еще очень низок. Это объясняет и недостаточную пока конкурентоспособность ветровой энергии в плане энергоэффективности во многих областях по сравнению с другими видами энергии. Поэтому в новом законе необходимо использовать имеющийся мировой стандарт, касающийся различных видов ВИЭ. Мы считаем, что в новом законе о ВИЭ должны быть разработаны льготы, касающиеся торговли энергетическими установками. Желательно, чтобы в данном случае закон не ограничивался только возобновляемыми источниками энергии, как в Германии, но и распространялся на другие технологии. В особенности это касается ТЭЦ, которые в России можно широко применять благодаря наличию обширной сети теплоснабжения.
– В Германии закон о ВИЭ существует уже давно, и вы познакомились как с положительными, так и с отрицательными сторонами действующего закона.
– Идея и смысл этого закона состоит в том, что он создает определенные льготы для инвесторов, причем на длительный срок – на 20 лет. Это льготы по условиям продажи электроэнергии, и они калькулируются и реализуются без бюрократических проволочек. Это положительная сторона. Альтернативой было бы стимулировать инвестиционную составляющую. Но мы заинтересованы в том, чтобы электростанции, использующие ВИЭ, произвели как можно больше электроэнергии. Поэтому правильным является содействие производству. А недостатки тоже связаны со льготами. Дело в том, что давление финансовой составляющей на производителя не так велико, как в условиях свободной конкуренции. Но преимущества, на мой взгляд, все-таки преобладают над недостатками. Поэтому мы и России предлагаем подобную систему.
– Что можно улучшить в этом законе?
– Сейчас начинается дискуссия по этому вопросу, которая сводится к тому, что мы должны закон о возобновляемой энергии приспособить к климатическим условиям в Германии. Например, мы активно стимулируем сейчас развитие солнечной энергетики. Но мы видим, что Германия не такая уж богатая солнцем страна. Здесь можно производить солнечную энергию не более 1000 часов в год. А ведь в южной стране можно было бы производить в три раза больше электроэнергии с помощью солнечных электростанций. Поэтому надо применять те виды ВИЭ и технологии, которые наиболее эффективны для конкретного региона. Возьмем пример Эстонии, располагающей значительными запасами некондиционной древесины. Сейчас значительная часть подобной древесины поступает для энергопроизводства в Германию, поскольку здесь предоставлены значительные льготы. А правильнее было бы, чтобы она использовалась на месте, в Эстонии.
Немецкое энергетическое агентство (DENA)
Общество с ограниченной ответственностью «Немецкое энергетическое агентство» (DENA) было учреждено осенью 2000 года в Берлине государством (50%), представленным федеральным Министерством экономики и технологий, федеральным Министерством транспорта, строительства и урбанизации, федеральным Министерством по делам окружающей среды, охраны природы и атомной безопасности, а также банковской группой KfW (50%). Его основными целями является решение задач по эффективному и экологичному производству, преобразованию и потреблению энергии, а также перспективному развитию энергосистем с учетом более широкого использования возобновляемых источников энергии. Агентство выступает в роли инициатора, координатора и организатора инновационных проектов, проводимых на федеральном и международном уровнях. Агентство информирует конечных потребителей, сотрудничает со всеми политическими, экономическими и общественными силами и разрабатывает стратегические концепции по перспективному развитию энергоснабжения.
В числе последних проектов агентства – разработка и введение общефедерального энергопаспорта зданий, планирование интеграции в энергетическую сеть электроэнергии, вырабатываемой ветряными электростанциями на территории ФРГ и на морском шельфе, на период до 2020 года, проекты, реализуемые в России, Румынии, на Украине и в Китае по механизмам совместного осуществления (Joint Implementation) и чистого развития (Clean Development mechanism, CDM), энергоэффективное санирование нежилых помещений, немецко-китайское сотрудничество по рациональному использованию топливных ресурсов, направленное на более широкое использование биотоплива, синтетического топлива и водорода в транспортом секторе КНР.