Последний муниципальный дом, расположенный по адресу Шульце-Бойзен-штрассе, 35/37, санация которого завершилась шесть недель назад.
Фото автора
«Приз завтрашнего дня», на мой взгляд, – одна и самых оригинальных наград, существующих в Германии для┘ предприятий ЖКХ. Этот приз, присуждаемый Общегерманским союзом предприятий жилищного хозяйства (GDWe.V.), получило в этом году жилищно-строительное общество HOWOGE за достижения в области менеджмента эксплуатационных затрат. Его менеджерам удалось снизить для жильцов коммунальные издержки, связанные с отоплением и горячим водоснабжением. В фонде HOWOGE около 62 тыс. квартир и объектов промышленного пользования в восточноберлинском районе Лихтенберг, где проживают 110 тыс. человек. HOWOGE принадлежит к числу самых крупных предприятий жилищного хозяйства Берлина и является собственностью города.
Ангела Ройтер, руководитель службы по связям с общественностью HOWOGE, рассказала, что в Лихтенберге было санировано 96% панельных домов, а это около 50 тыс. квартир. Цель проведенной санации, по словам Ройтер, состояла в улучшении комфорта и снижении коммунальных расходов. Особое место в этом проекте занимает модель низкоэнергетического дома. Это был последний муниципальный дом, санация которого завершилась шесть недель назад. Он представлял собой типичный панельный дом 1974 года постройки и расположен по адресу Шульце-Бойзен-штрассе, 35/37. Это был проект типа 1821, то есть дом разной этажности – от 18 до 21 этажа. В нем 296 квартир, и это самый крупный энергетически санированный жилой дом в Германии. Особенность реконструкции состояла в том, что к ней подключилось Немецкое энергетическое агентство (DENA), которое профинансировало проект превращения типового панельного дома в низкоэнергетический дом. По словам архитектора Кристиана Бёлера, осуществлявшего генеральное планирование, реконструкции для снижения энергопотребления были подвергнуты отопительная и вентиляционная системы и энергоснабжение дома в целом. В итоге до начала санации годовое энергопотребление дома составляло 90 кВт-ч в год на 1 кв. метр. По существующему законодательству оно должно составлять 67,9 кВт-ч на 1 кв. метр. В результате реконструкции энергопотребление дома достигает 44,9 кВт-ч на 1 кв. метр. В целом потребность в энергии в результате санации была снижена на 30%.
Надо сказать, что подобные нормативы имеются и в России. В свое время специалисты подсчитали, сколько нашим квартирам нужно энергии, и свои выводы заложили в утвержденный в 2001 году и действующий до сих пор норматив. Однако в России проблема состоит в том, что имеющиеся нормативы не всегда соблюдаются при новом строительстве и плохо контролируются в процессе эксплуатации имеющегося жилого фонда. А если учесть, что в России примерно 5 млрд. кв. метров эксплуатируемых зданий (из них 2,5 млрд. кв. метров жилья), для отопления которых тратится до 400 млн. тонн условного топлива, или 25% годовых энергоресурсов страны, то немецкий опыт энергосохранения становится более чем актуальным.
Обычно стены пропускают около 13% энергетических ресурсов, а окна – чуть более 22%. Однако, по данным РАО «ЕЭС России», в нашей стране через окна и дверные проемы теряется до 40–50% подаваемого в дом тепла. Немцы учитывали эти обстоятельства, и основные усилия направлялись прежде всего на достижение оптимальной теплоизоляции. В доме 35/37 значительные потери тепла шли через окна, балконы и стыки панелей. Дело доходило до того, рассказывает Ангела Ройтер, что, когда дул сильный ветер, в квартирах вздымались ковры на стенах. Сначала была проведена изоляция фасада. В отличие от законодательства, предписывающего изоляцию в 6 см, фасад был изолирован 12 см минеральной ваты, сверху которой размещалась армированная штукатурка. Затем она была покрыта грязеотталкивающей краской. Общая площадь оболочки здания – 18 106 кв. метров. Из них 10 тыс. кв. метров – фасад и 5 тыс. кв. метров – окна. Обычно стеклопакет стоит из двух стекол, но в этом доме он включал в себя три стекла. В результате общая толщина окна увеличилась с 24–26 мм до 38 мм. Изоляции подверглись как пол чердачного этажа, где были размещены 140 мм изоляционного материала, так и потолок технических помещений на первом этаже, который был дополнительно изолирован 100 мм материала.
Наибольшая экономия тепла была достигнута за счет трех элементов: управляемой автоматически на расстоянии из офиса компании системы централизованного теплоснабжения, газовой мини-ТЭЦ, размещенной на первом этаже здания и обеспечивающей в первую очередь электроэнергией все автономные системы управления в доме, и прежде всего системы принудительной вентиляции.
Особый интерес представляет вентиляционная система, расположенная в чердачных помещениях. Принудительная вентиляция работает таким образом, что в помещениях постоянно поддерживается температура в 15–18 градусов Цельсия. Дальнейший уровень температуры в квартирах регулируется индивидуально. Кратность вентиляции составляет полторы единицы. Это означает, что 1,5 объема воздуха каждого помещения обменивается каждый час и необходимости в проветривании помещений нет. Кстати, 73% теплого воздуха, поступающего в систему вентиляции, вводится обратно в здание. Дополнительный воздух вводится из атмосферы и очищается от пыли.
Электроэнергия, необходимая для работы вентиляционной системы и других технических установок здания, получается благодаря работе газовой мини-ТЭЦ мощностью 18 кВт, размещенной на первом этаже. Выделяемое в ходе ее работы тепло также используется для дополнительного обогрева здания.