В центральноазиатских степях можно встретить не только кочевников, но... и нефть, и газ.
Фото Эльвира Пшенаева
В апреле–мае прошла серия переговоров российского президента в Казахстане и в Туркменистане по проблемам транспортировки каспийского газа. Состоялся саммит трех президентов, по итогам которого правительствам этих стран поручено «до 1 сентября подготовить и подписать соглашение» о сотрудничестве трех государств в строительстве Прикаспийского газопровода. Об этом говорится в совместной Декларации о строительстве Прикаспийского газопровода.
Согласно документу, в соглашении в том числе будут предусмотрены разработка технико-экономического обоснования, основные характеристики и сроки осуществления проекта, совместные обязательства по созданию благоприятных условий для его экономически эффективной реализации на основе уже разработанного ТЭО, а также определены уполномоченные организации. Проекты строительства Прикаспийского газопровода должны реализовываться со второго полугодия 2008 года.
Инициатором строительства нового газопровода вдоль Каспия еще в 2003 году выступил первый президент Туркмении Сапармурат Ниязов. Трубопровод, стоимость строительства которого оценивалась тогда в 1 млрд. долл. при пропускной способности 30 млрд. куб. м, предлагается провести вдоль Каспийского побережья – 360 км по туркменской территории и еще около 150 км по территории Казахстана с тем, чтобы состыковаться с существующим газопроводом Средняя Азия – Центр в пункте Александров Гай на казахстанско-российской границе. Он рассматривал этот проект с позиции диверсификации, предлагая несколько путей, а именно помимо Прикаспийской трассы и Транскаспийскую трассу. В качестве первоочередного шага туркменская сторона на майском саммите выбрала Прикаспийскую трассу, но готова участвовать и в конкурирующем проекте. Вопрос лишь в том, хватит ли добычи с новых месторождений, чтобы наполнить два магистральных газопровода с трубой большого диаметра.
В настоящее время туркменский, узбекский и казахстанский газ экспортируется в основном по газопроводу Средняя Азия – Центр, запущенному еще в 1967 году. В 2006 году по нему было пропущено 400 млн. куб. м, в то время как РФ уже в этом году намерена в рамках 25-летнего соглашения с Туркменистаном купить 60 млрд. куб. м, а к 2025 году довести ежегодный объем закупок до 80 млрд. куб. м. В этой связи проект строительства Прикаспийского газопровода стал еще более актуальным. Кроме того, он будет способствовать планам Туркмении и Казахстана диверсифицировать пути поставок природного газа на мировые рынки.
Сколько газа имеется в ЦАР
Туркмения объявила недавно об открытии месторождений газа с запасами свыше 15 трлн. куб. м; независимых подтверждений этому не имеется. Условия добычи углеводородов здесь легче, чем в Тюмени, тем более на новых шельфовых площадях северных морей России. А между тем потребности стран ЕС в импорте газа велики. Именно поэтому и находились на рассмотрении конкурирующие проекты по освоению месторождений нефти и газа республик ЦАР. Прикаспийский вариант наиболее прост в исполнении, хотя и относительно более протяженный, а потому дороже Транскаспийского.
В области развития месторождений вопрос сводится к тому, компании каких стран будут допущены в геологоразведку и освоение промыслов и мощностей по переработке нефти и заводов СПГ. В развитии транспорта углеводородов конкурируют направления на Восток, в Китай, Россию и в Европу через Россию и (или) минуя ее.
Природный газ ЦАР минимум на 10–15% дешевле для потребителей, чем газ Ближнего Востока и Северного моря, и на 30–35% – чем тюменский газ. Нефть Прикаспия сопоставима по цене с ближневосточной и на 25–30% дешевле российской. Вместе с тем страны ЦАР не в полной мере самостоятельны при контроле объемов поставок и цен на свое энергетическое сырье. Именно поэтому Туркмения и Азербайджан ищут возможности энергетического взаимодействия с приграничными им Ираном и Турцией; но тогда можно будет рассматривать Каспийский регион как конкурента тюменской и татарстанской нефти и газу.
Плюсы и минусы проекта
Известно, что Туркмения намерена привлекать российские компании к реализации Каспийского проекта. Проблема, однако, в том, что за последние 15 лет в России не строились магистральные газопроводы большого диаметра, а тем более по дну моря. В этот период не были востребованы те передовые технологии и методы строительства, которые страна создала за предшествующие годы и мировым лидером которых она являлась. Были распущены подрядные структуры, специализировавшиеся на сооружении магистральных трубопроводов и обустройстве промыслов. Все это ставит под сомнение договоренности со странами ЦАР о форсированном строительстве по Каспийскому проекту.
Геополитические аспекты Каспийского проекта упрощенно сводятся к конкуренции между Россией и ЕС, а также между Россией и новыми странами Закавказья. Напомним, что помимо уже рассмотренного Транскаспийского газопровода существуют планы по строительству газопровода «Набукко», первая линия которого мощностью 8 млрд. куб. м газа будет готова предположительно в 2012 году, и который можно было бы заполнить газом из Каспийского региона (Туркменистана, Азербайджана, Казахстана), а позже также и из Ирана (совокупный объем прокачки газа вышел бы тогда на уровень 31 млрд. куб. м). Это составило бы 5% от европейского импорта газа. Если газопровод «Набукко» пройдет по территории Болгарии и Румынии, то он сможет обеспечить голубым топливом также Молдавию и Украину, заменив в этих странах поставки газа из России. Значение Турции как энергетического коридора еще больше бы возросло. Что касается Украины, то здесь есть планы строительства еще одного газопровода, по которому через Черное море транспортировался бы азербайджанский или туркменский газ. Импорт природного газа в Европу в силу увеличения поставок сжиженного газа из различных стран Африки будет все больше диверсифицироваться. Газопроводы в обход России, по-видимому, будут иметь сравнительно малый эффект. Россия уже в силу своей ориентированной на Запад транспортной инфраструктуры (газо- и нефтепроводы, порты на Балтийском и Черном морях) будет и дальше большую часть своего нефтяного и газового экспорта осуществлять в направлении Европы.