Подводный электрический кабель связывает финский город Эспоо с эстонским Таллином и способен обеспечивать электроэнергией из Финляндии 300 тысяч семей в балтийских государствах..
Изображение в полный размер
Отношения России с Литвой, Латвией и Эстонией являются достаточно сложными не только в политической, но и в энергетической сферах. Бывшие прибалтийские республики распавшегося СССР – одни из наиболее активных приверженцев такой конфигурации политики энергетической безопасности ЕС, при которой рост влияния России на энергетику объединенной Европы рассматривается как прямая угроза. Так, эстонский президент Хенрик Ильвес в интервью эстонской газете Postimees прямо заявил, что в отношениях с Эстонией Россия уже 15 лет использует энергетику как средство внешнеполитического давления и будет делать это и далее. А в Польше даже родился претендующий на новую глобальную доктрину термин «Речь Посполита энергетична» или «политика энергетической безопасности» (ПЭБ), которую живо разделяют многие балтийские политики. Идея заключается в том, чтобы выйти из зависимости от энергетической системы бывшего СССР. Именно в этих целях, согласно оценкам СМИ стран Балтии, Эстония по дну моря проложила кабель в Финляндию (проект Estlink). В будущем планируется протянуть такой же кабель от Латвии до Швеции и присоединить энергетическую систему Литвы к польской. Для снижения уровня зависимости от России Латвия сотрудничала с Эстонией и Финляндией в прокладке подводного кабеля из Финляндии через Эстонию, который позволил соединить энергосистемы Латвии и Эстонии с энергосистемами Скандинавских стран и сделать первый шаг к быстрейшему соединению энергосистем новых стран ЕС с западноевропейскими. Предполагается, что подобные «мосты» должны будут появляться повсеместно.
Напомним, что подводный электрический кабель высокого напряжения на постоянном токе связывает теперь финский город Эспоо с эстонским Таллином. В общем плане он содействует тому, чтобы сеть становилась стабильнее и чтобы избежать явлений перенапряжения, которые могут вести к отключению потребителей. Кабель годится также для того, чтобы подключать офшорные ветровые электростанции или морские буровые платформы к наземным сетям. Его длина превышает 105 км и мощность составляет 380 МВА.
С точки зрения комиссара ЕС по энергетике Андриса Пиебалгса подобное решение содействует тому, что страны Балтии перестают быть энергетическим «островом» в ЕС. Наряду с этим подобное соединение позволит не только повысить энергобезопасность этой части ЕС, но и организовывать торговлю электричеством между Балтией и Финляндией. Этим закладывается первый камень в разработанный эстонцами проект трансъевропейских энергосетей TEN-E.
Преимущество применения постоянного тока в данном случае связано, по мнению руководителя проекта главы компании АВВ Фреда Киндле, с тем, что убыстряется восстановление энергоснабжения после различного рода аварий и потери от передачи электроэнергии ниже, чем в высоковольтных сетях переменного тока. Кроме того, подобная технология считается более экологичной, так как не производит электромагнитных полей.
Однако не все так однозначно, как кажется. Помимо энергетического сотрудничества в рамках ЕС государства Балтии принимают активное участие в работе организации по сотрудничеству в энергетической сфере стран Балтийского региона, где участвует также и Россия. Особенно интенсивно такого рода сотрудничество развивается как раз в сфере электроэнергетики.
Международный комитет BALTREL был создан в 1998 году в целях развития сотрудничества в области электроэнергетики стран региона Балтийского моря и совместных работ по реализации проекта Балтийского электроэнергетического кольца (общего электроэнергетического рынка). Комитет объединяет 17 крупнейших энергокомпаний из Белоруссии, Германии, Дании, Латвии, Литвы, Норвегии, Польши, России, Финляндии, Швеции и Эстонии. Напомним, что при этом только Латвия является единственной страной балтийского региона, импортирующей электроэнергию для покрытия внутренних потребностей как из соседних республик, так и из России. Энергосистемы Балтии связаны с энергосистемами России и Беларуси линиями электропередачи переменного тока и работают в синхронном режиме (с единой частотой). Чтобы оценить возможность полного отделения энергосистем Балтии от ЕЭС России и ОЭС Беларуси и последствия такого отделения, необходимо провести, по оценкам экспертов РАО «ЕЭС России», серьезные исследования. Причем результаты исследований будут достоверными и объективными только в том случае, если эта работа будет проведена совместными усилиями специалистов всех заинтересованных стран. До сих пор такие совместные исследования не проводились.
Поэтому развитие странами Балтии генерирующих мощностей и сооружение линий электропередачи в страны Западной Европы не следует воспринимать как стремление к отделению энергосистем Балтии от ЕЭС России. Прежде всего эти меры направлены на повышение надежности работы энергосистем. Поскольку электрическая связь между Эстонией и Финляндией (Estlink) и проектируемые передачи в Швецию и Польшу используют технологию передачи электроэнергии на постоянном токе, ничто не препятствует одновременной работе энергосистем Балтии совместно с энергосистемами Скандинавии, Западной Европы, России и Беларуси.
Развитие генерирующих мощностей в энергосистемах Балтии улучшит надежность и устойчивость работы всех энергосистем Балтийского региона и Северо-Запада России и будет способствовать развитию взаимовыгодной торговли электроэнергией.
Более того, эксперты РАО «ЕЭС России» полагают, что именно Россия должна играть важную интегрирующую роль в реализации проекта Балтийского энергетического кольца в силу ее географического положения и энергетического потенциала. Таким образом, можно констатировать наличие своего рода «российско-балтийского парадокса». С одной стороны, страны Балтии в рамках ЕС выступают за снижение энергетической зависимости от России. С другой – объективно заинтересованы в развитии энергетического сотрудничества с нашей страной и российскими компаниями.
Вильнюс