Для любой организации политического или экономического толка содержание всегда важнее формы.
Фото Хорста Ваккербарта
Сегодня многие политики и эксперты резко критикуют нынешнего российского президента Владимира Путина за то, что он провозгласил курс на переход к рыночным отношениям в сфере поставок энергоносителей (в первую очередь природного газа) в отношении стран, ранее входивших в состав СССР. Утверждается, что таким образом Россия полностью лишается рычагов воздействия на эти государства. На самом деле это не так. Достаточно вспомнить, что, когда Россия поставляла по низким ценам газ в Грузию и на Украину, власти этих государств продолжали проводить прозападную политику. Хотя иногда и говорили о своей большой привязанности к России. Однако эти слова не подтверждались делами.
Теперь в отношении стран ближнего зарубежья провозглашен простой принцип – хотите получать газ по относительно низким ценам, делитесь своими газотранспортными активами. Армения, уступившая «Газпрому» контрольный пакет акций предприятия «АрмРосгазпром», в нынешнем году будет платить за газ в два раза дешевле, чем Грузия (110 долларов за 1000 куб. м против 235).
Белоруссия – кто заплатит за союз?
Президент Белоруссии Александр Лукашенко любит рассуждать о необходимости создания союзного государства с Россией. Хотя на практике почти ничего для этого не делает. С нынешнего года все встало на свои места. Белоруссия будет покупать газ по самой низкой цене из всех стран ближнего зарубежья (100 долларов за 1000 куб. м), но за это в течение четырех лет она передаст «Газпрому» 50% акций компании «Белтрансгаз». Если учесть, что белорусский участок газопровода Ямал–Европа уже на 100% принадлежит «Газпрому», получается, что российско-белорусские отношения в газовой сфере будут партнерскими вне зависимости от личности белорусского руководителя.
В нефтяной сфере Белоруссии также рано или поздно придется пойти на приватизацию (продажу российским компаниям) своих нефтеперерабатывающих заводов. Ранее нефть, поступавшая на белорусские НПЗ, не облагалась экспортной пошлиной, поэтому белорусские власти получали огромную выгоду от экспорта полученных из нее нефтепродуктов. С нынешнего года пошлина введена (хотя и не такая большая, как в отношении других, не союзных государств) – и доходы, распределяемые Александром Лукашенко, сократятся. Очевидно, что рано или поздно ему придется пойти на уступки и согласиться на приватизацию НПЗ – другого варианта просто нет.
Нынешние российские власти дают четкий сигнал белорусскому лидеру, что видят союзное государство прежде всего в сфере экономической интеграции, а не политических заявлений о дружбе и добрососедстве. США и другие страны Запада терпят режим Александра Лукашенко только потому, что его поддерживает Россия. В противном случае его давно бы лишили власти. Либо мирным путем, через очередную цветную революцию, либо военным (военный переворот или прямая агрессия). Напомним, что как только Россия дала понять, что не будет воевать за Слободана Милошевича, на Сербию обрушился град бомб с самолетов НАТО.
Бизнес – основа партнерства
Тот, кто контролирует крупные активы на территории той или иной страны, становится одним из ключевых игроков в местной политике. Эту непреложную истину прекрасно понимают американцы. Поэтому они предоставили грузинским властям специальный кредит в 250 млн. долларов, чтобы они смогли модернизировать свою газотранспортную систему и не продавать ее «Газпрому». Руководители США всеми силами убеждают украинцев не приватизировать свои магистральные газопроводы и ни в коем случае не передавать их российской корпорации.
Однако надежность украинских магистралей находится под большим вопросом, что вызывает серьезную озабоченность не только в России, но и в Европе. Ведь большая часть российских газовых поставок идет в европейские страны транзитом через Украину. Поэтому Германия и Россия предложили Украине во времена президентства Леонида Кучмы создать трехсторонний консорциум для управления и модернизации украинской газотранспортной системы.
Российско-украинский консорциум был создан, но остался только на бумаге, так как магистральные газопроводы до сих пор находятся в собственности государственного «Нафтогаза Украины».
Недавно Владимир Путин вновь вернулся к этому вопросу. Во время традиционной пресс-конференции он заявил, что обсуждается вопрос об участии «Газпрома» в управлении газотранспортной системой Украины в обмен на доступ украинцев к добыче газа в России. Эти слова вызвали немедленную реакцию на Украине. Оранжевые фракции в Верховной Раде («Блок Юлии Тимошенко» и «Наша Украина») тут же забыли обо всех разногласиях и проголосовали за законопроект о запрете отчуждения, передачи в концессию, аренду, лизинг, залог или приватизации собственности государственных предприятий магистрального трубопроводного транспорта, НАК «Нафтогаз Украины» и ее «дочек».
Характерно, что в действующем законодательстве Украины уже содержатся все эти моменты, но оранжевые власти вновь решили продемонстрировать свою антироссийскую позицию. При этом их не волнует вопрос износа газотранспортной инфраструктуры и не привлекает доступ к российским недрам. Председатель правительства Украины Виктор Янукович попытался обратить внимание оранжевых депутатов на необходимость улучшения отношений с Россией. Он совершенно справедливо заметил, что Украине выгодно увеличивать транзит российского газа по своей территории, так как в результате страна больше заработает. Значит, нужно строить новые газопроводы. Но для этого, естественно, потребуются деньги.
«Газпром» готов инвестировать строительство газовых магистралей на территории Украины. Однако российская корпорация может пойти на это только в том случае, если получит право собственности на созданные объекты. Теоретически НАК «Нафтогаз Украины» мог бы взять кредит и расширить пропускную способность газотранспортной системы, но в этом случае никто не даст гарантии, что Россия увеличит объем транзита через территорию Украины.
В результате Россия при поддержке европейских стран (и при противодействии США) строит новые газопроводы в обход стран, ранее входивших в СССР. По дну Черного моря протянулся «Голубой поток», который на паритетных началах принадлежит «Газпрому» и итальянской компании ENI. В ближайшее время начнется строительство трансбалтийской магистрали «Северный поток» собственниками которой станут: «Газпром» (51%), германские E.ON и Wintershall и, возможно, нидерландская компания Gasunie.
Взаимовыгодное сотрудничество
Однако лидеры Западной Европы любят говорить о необходимости диверсификации импорта газа. В качестве возможного источника поставок голубого топлива европейцы называют Азербайджан, Иран, Туркменистан и Казахстан. В Азербайджане есть одно крупное месторождение, Шах-Дениз, с запасами около 1 трлн. куб. м газа. От него построен газопровод Баку–Тбилиси–Эрзерум. Предполагалось, что он заработает в конце минувшего года, но пока этого не произошло. Вряд ли Азербайджан сможет поставить значительный объем голубого топлива в Европу, так как газ Шах-Дениза необходим внутри страны (от покупки 4,5 млрд. куб. м газа в год у «Газпрома» азербайджанцы отказались), а также в Грузии.
Иран пока поставляет газ только в Турцию, но соединяющий эти страны газопровод проходит по населенным курдами землям, которые турецкое правительство почти не контролирует. Когда в 2005 году на этой магистрали случилась авария, турки более месяца не могли починить газопровод. В результате России пришлось увеличить поставки по «Голубому потоку». Кроме того, США всеми силами препятствуют европейцам в заключении соглашений с Ираном в газовой сфере (поэтому никаких контрактов до сих пор не подписано). Казахстан и Туркменистан подписали долгосрочные соглашения с «Газпромом» о поставках газа и не проявляют интереса к проекту строительства газопровода по дну Каспийского моря в Азербайджан.
Для того чтобы Туркменистан, Казахстан и Узбекистан были заинтересованы в сотрудничестве с Россией, «Газпром» позволяет им хорошо зарабатывать. В частности, у Туркменистана газ закупается по 100 долларов за 1000 куб. м. В ближайшее время планируется согласовать формулу цены на среднеазиатский газ, которая учитывала бы колебания мировых котировок нефти и европейских цен на голубое топливо. Кроме того, «Газпром» уже начал добывать газ в Узбекистане и планирует заняться этим на туркменском участке шельфа Каспия. С Казахстаном созданы совместные предприятия по закупке, переработке и сбыту газа.
Таким образом, энергетическая политика России в странах ближнего зарубежья становится абсолютно предсказуемой и понятной. Она строится на совместном владении активами в газовой сфере. В долгосрочном плане она должна привести к усилению позиций нашей страны. Против чего, естественно, будут бороться американцы.