Требования, выдвинутые комиссией ЕС относительно разделения крупных энергетических фирм сообщества с целью повышения уровня конкурентности на рынках электроэнергии и природного газа, вызвали резкую отрицательную реакцию руководства ведущих европейских, преимущественно немецких, концернов. Чиновники ЕС намеревались выделить из структуры концернов их сетевую составляющую. Как известно, комиссия ЕС в январе опубликовала тезисы о своей новой стратегии в Европе. Ее цель, в частности, состоит в том, чтобы за счет увеличения уровня конкуренции между поставщиками энергии добиться снижения уровня энергоцен. Глава комиссии ЕС Жозе Мануэль Баррозо в этих тезисах потребовал «независимости» энергосетей от поставщиков энергии вплоть до передачи права собственности на них другим фирмам, не связанным с «материнскими» компаниями. Как известно, на либерализованном европейском рынке сетевое хозяйство находится в руках частных компаний, тех же, которые продают энергию в виде электричества и газа конечному потребителю. Впрочем, в тезисах предусматривается как вариант и более «мягкое» решение. Оно состоит в том, что фирмы – владельцы сетевого хозяйства формально остаются их владельцами, но для их эксплуатации нанимают специальную компанию. Противники монополий из комиссии ЕС подозревают ведущих энергопоставщиков в ценовом сговоре и нарушении конкуренции. Надо сказать, что, по мнению главного хранителя конкурентоспособности комиссара ЕС по конкуренции голландки Ниле Кроес, определенные основания у чиновников из Брюсселя для этого есть. Ведь в прошлом году в штаб-квартирах основных немецких поставщиков электроэнергии E-ON, RWE, Vattenfall и EnBW были проведены обыски и изъяты материалы, якобы свидетельствующие о создаваемых препонах для конкурентов. Немецкие же компании и их союзники из Франции расценивают предложение из Брюсселя как направленное в основном против этих двух стран.
Дело в том, что во многих европейских странах (за исключением Германии и Франции) отсутствует находящаяся в одних частных руках единая интегрированная система производства энергии и ее поставки. В Дании, Испании, Швеции и в Великобритании производители электроэнергии отделены от сетевиков. Частично это обусловлено историческими традициями, поскольку сети в свое время находились в госсобственности, а в ряде стран находятся до сих пор. В Голландии, например, сетевое хозяйство с 90-х годов принадлежит государству.
С точки зрения четверки ведущих производителей электроэнергии в Германии реализация подобного решения приведет к резкому снижению инвестиционной деятельности компаний. Еще дальше пошел немецкий федеральный союз газовой и водной экономики (Der Bundesverband der Gas- und Wasserwirtschaft). Его руководство обвинило комиссию ЕС в посягательстве на частную собственность. Естественно, что реализация предложений комиссии ЕС зависит от позиции правительств Германии и Франции. Кандидат на пост президента Франции от правящей партии Николя Саркози в принципе согласен с подходом комиссии ЕС и готов в случае своей победы на выборах выделить сетевую составляющую из «материнских» компаний во Франции. Канцлер ФРГ Ангела Меркель, напротив, выступает против этого шага, указывая на существование в Германии государственного регулятора, следящего за тарифами на энергорынке. Однако в рядах ее собственной партии ХДС имеются влиятельные политики, такие как Роланд Кох, глава земли Гессен, которые согласны с рекомендациями комиссии ЕС по разделению энергокомпаний.
Источник: RWE 2006, UCTE, Комиссия ЕС. |