0
3672
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

13.02.2007 00:00:00

Твердое топливо имеет преимущество

Александр Григорьев

Об авторе: Александр Владимирович Григорьев - кандидат экономических наук, руководитель отдела исследований угольной отрасли Института проблем естественных монополий.

Тэги: уголь, газ, теплоэлектростанции


Если вопрос о том, дефицитен ли газ или просто непозволительно дорог для российской электроэнергетики, все еще продолжает волновать умы экспертов, то необходимость замещать голубое топливо уже давно не вызывает сомнений. Идея газозамещения в электроэнергетике принята российским экспертным сообществом, политическими и экономическими кругами. На нынешнем этапе дискуссия в основном ведется по следующим вопросам: какими средствами и способами добиться этой цели в кратчайшие сроки и с максимальным экономическим эффектом?

Практических вариантов выхода из сложившейся ситуации несколько – это развитие угольной, атомной и гидроэнергетики. У угольной генерации есть ряд несомненных преимуществ. Это и высокая маневренность по мощности, то есть способность быстро реагировать на изменение суточной потребности в электроэнергии, по сравнению с АЭС, и слабая зависимость от физико-географического фактора – в отличие от ГЭС, и возможность размещения тепловых электростанций (ТЭС) в тех районах, где по каким-либо причинам строительство АЭС или ГЭС невозможно или затруднительно. Значимым фактором являются более короткие сроки строительства угольных ТЭС по сравнению с АЭС и ГЭС. Немаловажно и главное преимущество угля – самая низкая цена строительства электростанции в пересчете на 1 кВт установленной мощности из всех трех типов электростанций.

Что же препятствует «дегазации» российской электроэнергетики? Прежде всего это существующее соотношение цен на газ и уголь в пересчете на тонны условного топлива (т у.т.), составляющее 1:1. Такое положение не стимулирует перевод действующих ТЭС на уголь и ввод новых генерирующих мощностей на этом топливе. Резервы повышения экономической привлекательности угля в межтопливной конкуренции нужно искать через механизм постепенного доведения соотношения цен газ/уголь до минимум 2:1. Расчеты, проведенные экспертами ИПЕМ, показывают, что на сегодняшний день только в Сибири – основном угледобывающем регионе – наблюдается ценовое соотношение газ/уголь, заложенное в действующей Энергетической стратегии России, равное 1,6–2:1. Расстояние между потребителем и поставщиком угля там наименьшее, а значит, доля железнодорожного тарифа в цене угля у конечного потребителя минимальная среди всех российских регионов. В остальных регионах ценовое соотношение газ/уголь колеблется в пределах от 0,9:1 до 1:1. Стоит отметить существенные различия в принципах ценообразования: для угля цену устанавливает рынок, в том числе и мировой; что касается газа и железнодорожных перевозок – здесь уровень цен регулируется государством, так как это естественно-монопольные секторы.

Процесс выравнивания необходимо сделать двусторонним, то есть, с одной стороны, это плавное и постепенное повышение цен на газ, с другой – работа по стабилизации цен на энергетические угли, чтобы рост цен на газ не приводил к синхронному росту цен на уголь.

Кроме того, необходимо учитывать, что на стоимость угля влияют и транспортные тарифы. По словам железнодорожников, существующие тарифы покрывают только 50% затрат на перевозку угля. Это, в свою очередь, приводит к недофинансированию и ухудшению ситуации с угольным грузооборотом. Таким образом, рост железнодорожных тарифов становится единственным выходом из создавшегося положения. Но рост тарифов в 2 раза приведет к росту стоимости угля у конечного потребителя в 1,2–1,5 раза, что, по сути, ставит крест на развитии угольной генерации, так как искомое соотношение 2:1 окажется недостижимым.

Но выход есть. Сложившуюся ситуацию может разрешить государство, которому угольное газозамещение принесет ощутимые дивиденды. В результате увеличения использования угля в электроэнергетике будут высвобождены дополнительные объемы газа, которые можно направить на экспорт. С каждой перенаправленной с внутреннего рынка на экспорт 1000 куб. м газа государство при нынешних мировых ценах получает около 110 долл. дополнительных поступлений в бюджет. Ради подобных прибылей вполне логично государственное финансирование проекта создания компании – эксклюзивного перевозчика энергетических углей, в задачи которой должно входить выполнение госзаказа на перевозку угля для строящихся и переводимых на уголь ТЭС.

Экономический эффект от работы государственной компании-перевозчика можно описать следующим образом: каждая высвобожденная 1000 куб. м газа дает не менее 110 долл. дополнительных поступлений в госказну. Полная себестоимость доставки 1 тонны угля в европейскую часть страны (максимальная себестоимость) – 40 долл. Предположим, что государство оплачивает полный экономический обоснованный тариф на перевозку угля к потребителю из этих дополнительных поступлений. И если, к примеру, в результате перевода на уголь тех станций, где для этого существует техническая возможность, высвободится около 27 млрд. куб. м газа, то после вычета государственных субсидий на доставку 40 млн. тонн угля это принесет бюджету почти 1,4 млрд. долл. в год дополнительных поступлений.

Реализация этого предложения может вызвать у угольных компаний соблазн поднять цену на свою продукцию. Поэтому необходимо ввести так называемую цену отсечения по аналогии с нефтяным экспортом. Только ориентиром здесь будет являться соблюдение соотношение цен газ/уголь минимум 2:1. Например, если цена на газ составляет 40 долл. за т у.т., то цена на энергетический уголь не может превышать 20 долл. – все остальное государство изымет при помощи фискальных инструментов.

Развитие угольной генерации – общенациональная экономически обоснованная задача, требующая целого комплекса мер для успешной реализации, и государству в ее решении отведена особая роль. «Газовая пауза» была общегосударственным проектом, и «угольный ренессанс» не может обойтись без участия власти.

 Источник: ОАО «НИИ экономики энергетики»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1104
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2921
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2046
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1626

Другие новости