Рост мировых цен на уран делает рентабельным разработку месторождений со слаборазвитой инфраструктурой и находящихся в северных труднодоступных районах.
Фото предоставлено пресс-службой корпорации «ТВЭЛ»
Госдума в начале января на пленарном заседании приняла в третьем чтении закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Этим открыт зеленый свет консолидации производственных, финансовых и сырьевых ресурсов отрасли для обеспечения возрастающих потребностей атомной энергетики страны в уране. Одним из первых практических шагов в этом направлении явилось создание «Урановой горнорудной компании» (УГРК). О проблемах отрасли рассказывает генеральный директор УГРК Александр Шкаровский.
– Александр Иванович, каковы эти потребности сегодня и сколько нужно урана, чтобы решить энергетические проблемы России?
– Если говорить о потребностях российских АЭС и экспорте тепловыделяющих сборок сегодня, наши потребности составляют около 8–9 тысяч тонн урана в год. При этом добывается пока лишь три с небольшим тысячи тонн. Дефицит покрывается за счет складских запасов и импорта уранового сырья. Жить за счет складских запасов – недальновидно, хотя их достаточно. Необходимо как минимум трехкратное увеличение объема добычи. В соответствии с утвержденной программой «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007–2010 годы и на перспективу до 2015 года» с 2007 года должно закладываться строительство двух гигаваттных энергоблоков ежегодно. К окончанию срока реализации ФЦП на российских АЭС должны быть введены в эксплуатацию десять новых энергоблоков общей мощностью свыше 11 ГВт, еще десять энергоблоков будут находиться на различных стадиях строительства. Общая установленная мощность АЭС к 2015 году должна составить более 33 ГВт. В связи с этим суммарные годовые потребности в уране к 2020 году вместе с экспортными поставками прогнозируются на уровне 28 тысяч тонн в год.
– За счет чего получается именно такая цифра?
– Эти потребности складываются из нескольких факторов. Прежде всего из необходимости обеспечения топливом действующих российских АЭС. К ним нужно добавить те электростанции, которые планируется строить согласно ФЦП, принятой правительством в октябре прошлого года. Наконец, мы должны посчитать все АЭС за рубежом, которые работают на российском топливе, а таких немало – ведь на российском ядерном топливе работает каждый шестой энергетический реактор в мире. Прибавить строящиеся в других странах российскими специалистами станции. Надо учесть и те станции, которые мы планируем построить по результатам предстоящих тендеров. Понятное дело, если вы строите новую станцию, вы должны быть уверены в том, что у вас достаточно для нее топлива.
Немаловажным обстоятельством стало и увеличение сроков эксплуатации энергоблоков по проекту «АЭС-2006» до 60 лет. Дополнительные годы эксплуатации должны быть учтены и с точки зрения снабжения топливом всех действующих АЭС, которым продляется ресурс.
И вся эта огромная программа должна быть покрыта собственными объемами добычи урана.
– В таком случае большую роль играет ресурсный потенциал. А насколько велики российские запасы урана?
– Сейчас разведанные российские запасы урана оцениваются в 615 тысяч тонн, а прогнозные ресурсы – в 830 тысяч тонн. Это весьма приличные запасы. Но надо учитывать, что многие наши месторождения находятся в северных труднодоступных районах с неразвитой инфраструктурой.
– Каковы объемы добычи урана сегодня и планируется ли их увеличение? Если да, то на сколько?
– Как я уже сказал, это около трех тысяч тонн. Львиную долю из этого объема добывает ОАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» (Читинская область). Есть также ЗАО «Далур» (Курганская область) и ОАО «Хиагда» (Республика Бурятия), находящееся пока в стадии опытно-промышленной эксплуатации. Все эти предприятия горно-добывающего комплекса корпорации «ТВЭЛ», которая в настоящий момент единственная занимается добычей урановой руды на территории России.
– Какие задачи ставятся перед Урановой горнорудной компанией?
– Перед новой компанией ставится масштабная задача – увеличить объемы добычи урана в несколько раз. Это необходимо для реализации планов по повышению доли атомной генерации. По нашим расчетам, с учетом постепенного исчерпания складских запасов необходимо довести годовую добычу урана в России до 4,9 тысячи тонн в 2010 году и до 28 тысяч тонн – в 2020 году.
Предпосылки для решения этой задачи есть. С этого года, по соглашению между Федеральным агентством по атомной энергии и Минприроды в 10 раз увеличиваются затраты на геологоразведку. Нам на руку и рост мировых цен на уран, который делает рентабельными разработку даже тех месторождений, которые еще три–пять лет назад, когда цена была 25–30 долларов за килограмм урана, вообще не принимались в расчет. Напомню, сегодня мировые цены на уран составляют около 180 долларов за килограмм и продолжают расти. Поэтому создание полноценной структуры, которая в состоянии будет обеспечить развертывание работ по разведке и добыче имеющихся запасов, представляет собой принципиальный этап в реализации Федеральной целевой программы.
В целом компания планирует вести свою деятельность по нескольким направлениям. Это разработка существующих месторождений в России, организация геологоразведки новых месторождений и создание совместных предприятий по добыче урана в странах ближнего и дальнего зарубежья. Таким образом, УГРК будет не только консолидированно заниматься добычей урана на территории РФ, но и представлять страну во всех СП, которые будут создаваться за ее пределами.
– Как будет происходить создание УГРК?
– Компания уже создана, зарегистрирована, избран совет директоров, утвержден план ее деятельности на 2007 год. Совет директоров компании возглавил заместитель руководителя Росатома Виктор Травин. По плану в компанию войдут уранодобывающие активы ОАО «ТВЭЛ» и ОАО «Техснабэкспорт». Как это будет осуществляться? На первом этапе будет выработана единая стратегия и проведена оценка имеющихся горно-рудных активов компаний-учредителей. На втором этапе, до конца 2007 года, пакеты акций уранодобывающих предприятий (в том числе уже имеющихся СП за рубежом) будут переданы в ОАО «УГРК».
– Будут ли привлекаться частные инвестиции в добычу урана?
– Это одна из важнейших задач, которая ставится перед компанией. Нам предстоит выработать механизм привлечения таких инвестиций. Вообще добыча природного урана – одна из немногих возможностей для привлечения частных акционеров в атомную энергетику. Разумеется, при этом контрольный пакет в горно-добывающей сфере атомной энергетики, а также контроль над всем добытым сырьем всегда будет оставаться у государства.
Когда говорится о привлечении иностранных партнеров, имеется в виду привлечение их технологий, их инвестиций в геологоразведку. Актуальной является также привлечение современных западных технологий непосредственно в добычу природного урана. И, наконец, третья возможность – это финансовые инвесторы, которые просто готовы вложить свои средства и стабильно получать прибыль. Добываемое сырье при этом – это наша принципиальная позиция – будет оставаться на территории России и использоваться для нужд страны и экспорта тепловыделяющих сборок. А вот добываемый уран совместными предприятиями за рубежом может – после обогащения на российских разделительных производствах, например в созданном Международном центре по обогащению в Ангарске (вот где добавленная стоимость), – идти на экспорт. И приносить неплохой доход для страны. Уверен, с учетом бурного роста цен на уран в последние годы это может быть чрезвычайно интересно для инвесторов.