Сражения за ресурсы оказывались весьма кровопролитными.
Сцена Битвы. Вторая половина XV века, Фландрия. Иллюстрация из книги Жака Воклена «История Александра»
Официальный документ «Энергетическая стратегия России» – определяет ориентировочные уровни инвестиций до 2020 года, которые в дальнейшем будут уточняться с учетом реальных потребностей в энергоносителях, но все же дают представление о масштабах проблемы.
Общий объем капитальных вложений в реконструкцию и развитие энергетического сектора может составить от 260 до 300 млрд. долл. в 2001–2010 годах и от 400 до 510 млрд. долл. в следующее десятилетие. По оценкам, доля ТЭКа в общих инвестициях в экономику страны составит 33–35% в 2001–2005 годах, уменьшится до 31–33% в 2006–2010 годах и до 20–24% к 2020 году. По отраслям ТЭКа это составит: в газовой отрасли – от 170 до 200 млрд. долл., включая 35 млрд. долл. на освоение газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, до 70 млрд. долл. на программы полуострова Ямал (за счет инвестиций ОАО «Газпром»); в нефтяном комплексе – около 230–240 млрд. долл. (средства нефтяных компаний и инвесторов); в электроэнергетике – 120–170 млрд. долл., в том числе на строительство и модернизацию генерирующих мощностей 100–140 млрд. долл., из которых 25–35 млрд. долл. на атомные электростанции и 20–30 млрд. долл. на развитие электрической сети (капитал электрических компаний и инвесторов, а по атомным и гидроэлектростанциям – федеральные источники); в угольной промышленности – около 20 млрд. долл. (средства инвесторов, частных угольных компаний и федерального бюджета); в теплоснабжении – около 70 млрд. долл. (средства региональных и муниципальных бюджетов и инвесторов, тарифные источники); в энергосбережении – 50–70 млрд. долл. (региональные фонды энергосбережения, средства инвесторов, тарифные источники).
Между тем годовые объемы инвестиций в ТЭК за годы реформ снизились почти в 4 раза, что привело энергетическую отрасль ТЭКа в неудовлетворительное состояние. К 2010 году расчетный или физический ресур исчерпает 50 ГВт электрогенерирующих мощностей Европейской части. В газовой отрасли в настоящее время ежегодно осваивается лишь 3 млрд. долл. капитальных вложений, а это втрое меньше того, что нужно для выхода на прогнозируемый «Энергетической стратегией» уровень 2020 года.
Разумеется, доля газа в топливно-энергетическом балансе превысила допустимый по энергетической безопасности уровень: газовая составляющая в электроэнергетике (ТЭС) достигает 65%, а в Европейской части – 73% и более (до 30 млрд. м3 в год). Газ преимущественно сжигается на станциях с паросиловым циклом, что неэффективно, особенно при использовании мазута в качестве резервного топлива.
Чем обусловлены потребности в инвестициях
Огромный объем инвестиций в российской энергетике обусловлен многими причинами: необходимость освоения новых месторождений нефти и газа на северо-востоке страны, в полярных и приполярных зонах, на шельфах морей, в том числе и арктических. Для поддержания сегодняшних объемов добычи на период до 2020 года необходимо многократное увеличение инвестиций в освоение Штокмановского и Ямальского газовых месторождений. Необходимы инвестиции и для замены большой доли физически и морально устаревшего оборудования: в электроэнергетике износ активной части фондов составляет 60–65% (сельские сети – до 75%), 20% оборудования не подлежит восстановлению. Обновление оборудования ведется недопустимо низкими темпами и в явно недостаточном объеме. (Сходная ситуация в нефтяной и газовой промышленности, хотя в последней износ основных фондов сравнительно ниже.) Уже сейчас это приводит к росту аварийности и к снижению надежности энергоснабжения, что в электроэнергетике усугубляется чрезмерной загрузкой и недостаточными резервами генерирующих мощностей и подстанций. Следует учитывать и экологические ограничения, противодействие общественности размещению объектов угольной энергетики. После Чернобыля были прекращены изыскательские работы, строительство и расширение АЭС на 39 площадках общей проектной мощностью 109 млн. кВт. Возникает вопрос: где найти источники указанных инвестиций? Опора исключительно на собственные средства, которые предлагает «Энергетическая стратегия», представляются чрезмерно оптимистичными. Нужны прямые иностранные инвестиции в инновационные проекты.
Инвестиции в реальный сектор российской экономики (прямые) вкладывают в основном США (более 60%), а также Нидерланды, Япония, Германия, причем основные вложения по разделу «промышленность» предназначены отраслям ТЭК. Ясно, что масштабы накопленных за 10 лет инвестиций (25–27 млрд. долл., в том числе примерно 8 млрд. долл. – «отмытые» из офшоров) несоразмерны с амбициозными планами «Энергетической стратегии».
По нашим расчетам, не более 22% общего объема иностранных инвестиций в отрасли ТЭК являются прямыми. Что касается вложений в новые технологии, то эта доля на порядок меньше и экспертно оценивается не более чем в 200–350 млн. долл.
Особенности российского ТЭК
Специфика ТЭК в том, что методы добычи ископаемых консервативны. Технологическая база отечественной нефтяной и газовой промышленности по технологиям и оборудованию в принципе соответствует мировому уровню. Электроэнергетика – отстает, но не фатально, генераторы и высоковольтное оборудование в принципе близки к мировому уровню.
Поэтому отраслям ТЭК существенно меньше, чем наукоемким отраслям, нужны прямые иностранные инвестиции для получения принципиально новых технологий. То же относится к сервисным услугам по нефти и газу, инфраструктуре промыслов.
Исключение – работы на шельфах, бурение горизонтальных и полого-направленных скважин, гидроразрыв пластов, программно-аппаратное обеспечение. Новейшие технологии здесь весьма востребованы, впрочем как и в геологоразведке и особенно при геофизических работах: в восьмидесятых годах на поставки геофизического оборудования было наложено эмбарго, теперь Россия технологически отстала лет на двадцать. Добавились и новейшие, уже экономические ограничения. Геологоразведка сопряжена с инвестиционным риском – из-за принципиально вероятностного характера результата – и имеет длительный цикл реализации. Она чрезвычайно наукоемка, требует вложений в теоретические исследования и использует дорогие технологии и оборудование. Доход от прямых инвестиций здесь минимален, а поддержание системного уровня исследований требует длительных и крупных вложений.
Вследствие всех этих причин геологоразведка и геофизика в России остались прерогативой государства. Отечественные корпорации не хотят брать на себя риски без надежных государственных гарантий того, что при удаче смогут воспользоваться плодами изысканий. Наконец, результаты геологических исследований во всем мире являются коммерческой (у нас – государственной) тайной, что не позволяет привлечь в компании ТЭК иностранные фирмы для улучшения менеджмента – современный инжиниринг из развитых стран повышает коммерческую и производственную эффективность.
Если Россия желает сохранить статус великой энергетической державы, она должна иметь собственную строительную и инновационно-промышленную отрасли ТЭК. Чтобы воссоздать эти структуры, войти в неосвоенные регионы и приполярные шельфы, развив там хотя бы стартовый минимум инфраструктуры, – требуется не менее двух-трех лет, но при условии параллельности этих процессов. Если учесть, что сейчас отсутствует даже правовая база, – потребуется не менее трех-четырех лет. Начинать же предусмотренную «Энергетической стратегией» программу развития отраслей ТЭК надо было еще в 2002 году. Коль скоро сроки упущены – интенсифицировать уже сегодня правовую и организационную подготовку к технологическому обновлению топливно-энергетического комплекса и освоению новых нефтяных и газовых провинций.