Закладка фундамента завода по производству биоэтанола в Омске.
Фото предоставлено пресс-центром группы компаний «Титан»
Последние пять-шесть лет в мире быстро растет производство биоэтанола, или спирта, который получается в результате ферментации биоматериалов на основе сахарного тростника, кукурузы, различных зерновых культур и даже опилок. Одной из главных причин этого является сложившаяся структура мирового энергетического баланса, в котором ведущая роль принадлежит нефти. И это вызывает тревогу и озабоченность у многих политиков и экономистов.
Одни эксперты указывают на нынешний затяжной рост цен на нефть и нефтепродукты, что сдерживает экономический рост во многих странах. Другие акцент делают на экологических проблемах, связанных, например, с повышением концентрации углекислого газа в атмосфере при сжигании углеводородов. По мнению большинства экспертов с этим связан «парниковый эффект» и, как следствие, глобальное потепление климата. Политики же обеспокоены обеспечением энергетической безопасности своих стран, поскольку углеводородные энергетические ресурсы не возобновляемы и могут иссякнуть в обозримом будущем. Все это побуждает мировое сообщество искать альтернативу черному золоту.
Такой альтернативой, в частности бензину в автотранспорте, и становится этанол. В подавляющем большинстве стран движущей силой замены бензина на этанол являются экономические факторы. Бразилия вышла в лидеры этанолизации прежде всего потому, что в этой стране литр этанола на 45 процентов дешевле литра бензина. Следует отметить, что добавлять в бензин различные химические вещества начали еще в 20-х годах прошлого века. Присадки – так назвали эти вещества – служат для улучшения свойств топлива, они увеличивают ресурс и мощность двигателя.
Присадки бывают разные: моющие, антиокислительные, антикоррозийные┘ Но наибольшей популярностью пользуются так называемые антидетонационные присадки, повышающие октановое число бензинов. Смысл их применения очень прост – если в бензин с низким октановым числом добавить такое вещество, то бензин превратится в высококачественный, он будет лучше сгорать и меньше портить мотор. Кроме того, присадки могут снижать токсичность выхлопных газов. По экологическому параметру «чемпионом» среди присадок на сегодня является этанол. При его применении токсичность выхлопных газов уменьшается на 40–50%, а сам этанол при сгорании разлагается на углекислый газ и воду – продукты, не приносящие вреда здоровью человека. Другое название этанола – технический спирт, или «зеленый бензин». Сегодня биоэтанол широко применяют в качестве автомобильного топлива в Бразилии и Швеции. Кстати, именно в Швеции более 80% транспорта работает на этаноле. Мировые производители биоэтанола – США, Южная Америка и некоторые страны Азии.
В странах ЕС законодательно внедрена норма об обязательной добавке 10% биоэтанола к автомобильным бензинам. Таким образом Европа заботится о чистоте городского воздуха. Активно применяют биоэтанол и в Соединенных Штатах. По подсчетам специалистов, сейчас в мире его производится около 46 млн. килолитров в год, что больше в два раза, чем всего пять лет назад. Попытки наладить производство биоэтанола делаются сейчас в России и в Казахстане.
В ноябре 2006 года был заложен первый камень в строительство первого российского биокомплекса в Омске. Годовой объем производства биоэтанола составит до 150 000 тонн. Предполагается, что Омский биокомплекс вступит в строй уже в конце 2007 года. Годовые объемы производства клейковины на новом предприятии компании составят 59 000 тонн в год, углекислого газа – 115 000 тонн, сухой кормовой барды – 240 000 тонн. Комплекс сможет перерабатывать 600 000 зерна в год.
На первом этапе получаемый биоэтанол и экологически чистая присадка к топливу – этилтретбутиловый эфир (ЭТБЭ) – планируется вывозить на экспорт. Эти продукты широко востребованы в государствах Евросоюза и в некоторых странах Южно-Азиатского региона. Необходимость использования биоэтанола в России связана во многом с потребностями российских производителей бензина и дизельного топлива. В данный момент лишь «ЛУКОЙЛ» и «Газпромнефть» проявили интерес к закупкам биоэтанола. Впрочем, «ЛУКОЙЛ» сам помышляет о строительстве промышленных комплексов по производству биоэтанола на территории Румынии и Болгарии. Один из российских экспертов в сфере использования биоэтанола на транспорте Михаил Сутягинский полагает, что в ближайшие 5–7 лет в России появятся свои заводы по производству альтернативного топлива. И будет их никак не меньше десятка.