Теперь на рисовых полях Японии выращивается новый вид топлива.
Фото предоставлено Институтом Дальнего Востока РАН
Надо признать, что до недавнего времени Япония значительно отставала от других развитых стран по внедрению этанола, поскольку трудно было обеспечить поставки в больших объемах дешевого сырья для его производства. Планировать производство этанола ее побудили┘ обязательства в рамках Киотского протокола. Поэтому принятые официально в Японии долгосрочные программы пока скромные. В 2005 году в рамках выполнения обязательств по Киотскому протоколу по снижению выбросов парниковых газов правительство Японии приняло план, по которому к 2010 году предполагалось довести потребление этанола в объемах, эквивалентных 500 тыс. килолитров сырой нефти. Напомним, что в мире принята маркировка топливной смеси бензина с этанолом с указанием процента содержания в ней этанола. Например, смесь с добавлением в бензин 3% этанола называется Е3, и только такую смесь пока разрешено реализовывать в Японии. Правда, уже имеются планы внедрения топлива класса Е10, то есть с содержанием 10% этанола, но только к 2030 году.
Политический фактор
Судя по этим программам, перспективы внедрения этанола в Японии были далеко не обнадеживающими. Но оказывается, что кроме экономических и экологических факторов в этом процессе большую роль могут играть и внутриполитические моменты, которые побуждают правительства ряда стран обратить внимание на этанол. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ после избрания в сентябре 2006 года председателем правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) и формирования своего кабинета в программных заявлениях объявил внедрение биоэтанола важной политической задачей и обещал отдавать ей приоритет. В начале ноября конкретизировал цели министр сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства Т.Мацуока. Выступая в Совете по экономической и социальной политике, он заявил о необходимости довести ежегодное производство биоэтанола до 6 млн. килолитров, что эквивалентно 10% нынешнего потребления бензина. Характерно, что премьер-министр Синдзо Абэ, как писали газеты, сразу поддержал это предложение, подчеркнув, что достижение этой цели затрагивает и учитывает такие сферы, как глобальная экология, сельскохозяйственная политика и региональное развитие, и дал указание всем министерствам сотрудничать в этом плане.
За всем этим, как считают японские обозреватели, стоит не только и не столько стремление снизить зависимость от нефтепродуктов и решение экологических проблем, сколько предстоящие через полгода выборы в верхнюю палату парламента. Конкретнее, Синдзо Абэ стремится восстановить поддержку своей партии в одномандатных округах в сельских регионах обещаниями вдохнуть новую жизнь в сельское хозяйство страны.
До 1970-х годов сельское хозяйство Японии стабильно развивалось. Так, сборы риса, основной культуры, росли и во второй половине 1960-х годов превышали 14 млн. тонн в год. Однако членство Японии во Всемирной торговой организации (ВТО), которое, бесспорно, было выгодно и дало много преимуществ для японской экспортно-ориентированной экономики, с другой стороны, нанесло сильный удар по сельскому хозяйству страны.
Этанол спасает рисоводов
По договоренностям в рамках ВТО Япония была вынуждена принять обязательства по открытию своего рынка для иностранных товаров. Японская промышленность была высококонкурентной, чего нельзя сказать о сельском хозяйстве, подавляющее большинство видов продукции которой в силу многих объективных причин было и остается неконкурентной с зарубежной. Какое-то время удавалось сохранять рисосеяние, которое по правилам ВТО Японии разрешалось защищать государственными дотациями и другими мерами как отрасль, обеспечивающую жизненные интересы нации. Государство скупало у производителей рис по ценам, обеспечивающим рентабельность его выращивания, а реализовывало в рознице по конкурентным с импортным рисом ценам. Разница покрывалась из специально выделяемых в бюджете средств.
Однако в конце концов под давлением обстоятельств руководство Японии приняло курс на свертывание рисосеяния. С середины 1970-х годов правительство призывало и поощряло фермеров сокращать производство риса, искать другие сферы приложения своего труда. В результате к началу 1990-х годов посевные площади под рисом сократились с 3 до 2 млн. га, а сборы до 10 млн. тонн. Процесс продолжается, недавно, как сообщает агентство Киодо, группа консультантов при правительстве страны в очередной раз, третий год подряд, рекомендовала сократить производство риса в наступившем, 2007 году еще на 50 тыс. тонн – до 8,28 млн. тонн. Во многих регионах крестьяне просто бросают свои участки, естественно, с чувством разочарования в политике правящей партии.
Обещания правительства развивать производство этанола из риса дало крестьянам рисосеящих регионов надежду, что их труд вновь будет востребован. Проекты производства биоэтанола уже начали претворяться в шести регионах страны от острова Хоккайдо на севере, где в качестве сырья используется низкокачественная, но высокоурожайная пшеница, до Окинавы на юге, где биоэтанол производится из сахарного тростника. Но самым важным направлением правительство Японии рассматривает производство биоэтанола из риса. В ряде регионов страны набирает силу кампания под лозунгом «Превратим рисовые поля в нефтяные». Местные власти и сельскохозяйственные кооперативы организуют выращивание риса на заброшенных полях специально для производства биоэтанола.
Самой большой проблемой остается себестоимость биомассы. Согласно данным Всеяпонской федерации ассоциаций сельскохозяйственных кооперативов (Дзэнноо), продажная цена продовольственного риса около 350 иен (3 долл. США) за кг. Чтобы производимый в Японии из риса этанол был конкурентным с бензином или импортным этанолом, цена риса должна быть около 20 иен за кг.
В регионе Хокурику надежды возлагают на сорт риса «Хокурику 193». Он выводился как рис для производства фуража для крупного рогатого скота. Сейчас на него обратили внимание и как на сырье для производства этанола. С 1000 кв. метров площадей он дает урожай более 800 кг, что на 200–300 кг больше продовольственных сортов. Но главное, он неприхотлив, не требует ряда дорогостоящих операций при выращивании, что снижает себестоимость.
С другой стороны, пока все проекты выращивания риса для производства биоэтанола строятся на использовании заброшенных участков. Однако, по подсчетам Комитета содействия внедрению биоэтанола Министерства по делам окружающей среды Японии, в стране около 710 тыс. га рисовых полей, включая и заброшенные, которые могут использоваться для выращивания риса, предназначаемого для производства этанола. Из получаемой на этой площади биомассы в самой ближайшей перспективе возможно ежегодное производство от 75 до 150 тыс. килолитров биоэтанола. Но это не сопоставимо с 6 млн. килолитров, о которых говорил министр сельского, лесного и рыбного хозяйства. Даже некоторые члены кабинета сомневаются в возможности достижения цели, указывая, что для этого нужно удвоить нынешние площади под сахарным тростником. Тем не менее японские крестьяне, руководство Всеяпонской федерации ассоциаций сельскохозяйственных кооперативов возлагают большие надежды на успех кампании по внедрению биоэтанола.