Нефтеперерабатывающая промышленность России сталкивается в настоящее время с рядом серьезных проблем. К ним относятся низкая глубина переработки нефти в сравнении с НПЗ развитых стран (около 71%), низкая загрузка производственных мощностей – около 70% (при суммарной мощности НПЗ РФ – 271 млн. т/г. перерабатывается 207 млн. т/г.), значительный износ основных фондов (около 80% против 60–70% в остальных областях ТЭК РФ), недостаточно высокое качество основных видов нефтепродуктов (особенно по экологическим характеристикам), что делает их неконкурентоспособными на мировом рынке, отставание в уровне эффективности катализаторов ведущих каталитических процессов: гидроочистки, каталитического риформинга, каталитического крекинга, гидрокрекинга, изомеризации дистиллятов, неоптимальное размещение НПЗ по территории России, то есть значительная удаленность от мест потребления нефтепродуктов (отсюда такие явления, как «северный завоз», необходимость сооружения мини-НПЗ и прочие). Россия, располагающая крупнейшими в мире (после США, Японии и Китая) масштабами нефтепереработки, имеет низкую глубину переработки нефти – 71%, тогда как в развитых странах она составляет 85–95%. Вследствие этого на наших НПЗ ограничена возможность выработки моторных топлив, в то время как производство топочного мазута составляет около 30% от объема перерабатываемой нефти.
Отметим, что глубина переработки нефти в России в 1980 году составляла лишь 56,7%, а в 1998 году достигала 64%, в 2005 году – 71,3%, так что определенный прогресс в этой области за последние 25 лет наблюдается. Увеличение глубины переработки нефти за период 1980–2003 гг. обусловлено вводом в эксплуатацию новых крупных установок каталитического крекинга (системы КТ-1 и Г-43-107), освоением термических процессов, а также использованием ресурсов мазута для получения продукции повышенного платежеспособного спроса (вакуумный газойль, битум, технологическое топливо, утяжеленное судовое топливо) без применения деструктивных процессов нефтепереработки.
В соответствии с принятой правительством РФ Федеральной целевой программой «Топливо и энергия» (II редакция) была разработана подпрограмма «Реконструкция и модернизация предприятий нефтеперерабатывающей промышленности». Она рассчитана на 12–15 лет и должна осуществляться поэтапно из-за большой капиталоемкости и ограниченности инвестиционных ресурсов. Первый этап (1996–2000 гг.) был ориентирован на рост глубины переработки нефти до 73–75%, что так и не было реализовано и поэтому перенесено на 2010 год. Последующие же этапы, предусматривающие доведение переработки до 82–85%, перенесены на 2020 год. Указанные показатели вошли в «Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2020 года», принятые правительством РФ в 2003 году. В соответствии с этим документом осуществлен ряд важных работ по модернизации действующих НПЗ. Речь идет об освоении систем каталитического крекинга, процесса легкого гидрокрекинга вакуумного дистиллята установок гидроочистки дизельного топлива и авиакеросина, реконструкции установок каталитического крекинга и термического крекинга под процесс висбрекинга, реконструкции установок каталитического риформинга, переводе установки каталитического риформинга на процесс изомеризации легких бензиновых фракций на Рязанском НПЗ, освоении установки каталитической депарафинизации дизельных дистиллятов на Сургутском заводе, стабилизации конденсата и установки гидроочистки дизельного дистиллята с деароматизацией и депарафинизацией сырья и ряде других проектов. На период до 2007 года запланировано освоение современных процессов нефтепереработки на различных НПЗ на территории от Самарской до Иркутской областей.
Однако без освоения новых деструктивных процессов переработки нефти, прежде всего – каталитического крекинга и гидрокрекинга, проблема углубления переработки нефти не может быть решена. Значительную помощь может оказать реконструкция действующих мощностей каталитического крекинга, в том числе дооснащение старых систем крекинга блоками предварительной гидроочистки сырья.
Рациональную схему переработки нефтяных остатков следует выбирать исходя из экономической целесообразности: либо сооружение установок термической переработки остатков с последующей гидроочисткой полученных топливных дистиллятов, либо прямое гидрогенизационное облагораживание остатков.
Более дешевым оказывается первое направление, однако второе направление обеспечивает непосредственное производство моторных топлив самого высокого качества, в том числе соответствующих перспективным экологическим требованиям. Во всех случаях экономически целесообразно сооружение новых установок каталитического крекинга.
Быстрый рост требований к экологическим свойствам топлив не всегда хорошо сочетается с необходимостью глубокой переработки нефтяных остатков, так как процессы переработки остатков нередко дают продукты низкого качества, нуждающиеся в облагораживании.