0
2652
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

12.12.2006 00:00:00

В «чистом виде» выбросами торгуют только в ЕС

Олег Никифоров
Ответственный редактор приложения "НГ-Энергия"

Об авторе: Олег Борисович Плужников - начальник отдела экономики окружающей среды Минэкономразвития РФ.

Тэги: киотский протокол, выбросы


Россия, подписавшая и ратифицировавшая еще в 2005 году Киотский протокол, пока мало делает для развития такого выгодного для страны бизнеса, как торговля квотами на эмиссию парниковых газов. О конкретном положении на этом новом для страны направлении рассказывает эксперт Министерства экономического развития России Олег Борисович Плужников, начальник отдела экономики охраны природной среды Минэкономразвития России.

– Олег Борисович, какие виды торговли выбросами существуют и развиваются в настоящее время?

– Сейчас существует как бы две разновидности международной торговли выбросами. В «чистом виде» международная торговля выбросами на сегодняшний день функционирует только в странах ЕС (речь идет исключительно о парниковых газах). В этих странах приняты жесткие ограничения на выбросы, и торговля выбросами используется лишь как инструмент, необходимый для сокращения издержек. Это постоянно функционирующая система торговли со всеми атрибутами, присущими рынку (углеродные биржи, ежедневно меняющиеся цены, сделки между экономическими агентами и прочее). В России таких ограничений на выбросы нет. По оценкам министерства, даже в самом пессимистичном сценарии Россия достигнет уровня выбросов 1990 года никак не раньше 2015 года, в связи с чем вводить систему регулирования парниковых газов, аналогичную принятой в ЕС, то есть предусматривающую введение абсолютных ограничений на выбросы парниковых газов предприятиями, по крайней мере в ближайшее время, нецелесообразно. По нашему мнению, с целью максимально эффективного соблюдения обязательств по Киотскому протоколу на этом этапе достаточно ограничиться внесением изменений и дополнений в действующее законодательство и в первую очередь – в федеральный закон об энергосбережении.

Есть второй вариант торговли выбросами. Суть его в том, что перевыполняя свои количественные обязательства по Киотскому протоколу, Россия может в принципе продать – разом или по частям – часть установленной для нее квоты.

Вопрос только в том, кто купит и на каких условиях. Все более склоняющаяся к американским подходам к Киотскому протоколу Канада сегодня вряд ли может рассматриваться в качестве потенциального покупателя. Остаются страны ЕС и Япония. И те, и другие неоднократно высказывались против «чистой» (не обремененной никакими условиями) покупки части квоты у России. По мнению этих стран, такие сделки неприемлемы, поскольку они нарушили бы экологическую целостность Киотского протокола и способствовали бы глобальному росту выбросов парниковых газов. И, надо сказать, в этом они, безусловно, правы.

– Какие еще варианты торговли были бы приемлемы для России?

– Другое дело – организовать торговлю выбросами таким образом, чтобы за счет использования привлеченных средств стимулировать переход на энергоэффективные технологии (так называемая «схема целевых экологических инвестиций» – ЦЭИ). Такие варианты, безусловно, перспективны и в настоящее время рассматриваются – как с участием представителей этих стран, так и с участием международных финансовых структур. Однако здесь имеются два принципиальных вопроса: внутреннее законодательство и время.

Одно из отличий схемы ЦЭИ по сравнению с «традиционными» проектами совместного осуществления в том, что она (схема ЦЭИ) не требует прохождения многочисленных процедур контроля на международном уровне, в то время как проблема внесения изменений в национальное законодательство, необходимых для ее функционирования, может оказаться весьма труднорешаемой. В отношении времени проблема та же, что и для проектов совместного осуществления. Поговорка «время – деньги» как нельзя более кстати применима к Киотским механизмам. Несмотря на то что Киотским протоколом устанавливаются количественные обязательства только с 2008 года, значительная часть проектов по Киотским механизмам реализуется уже в настоящее время – в Китае, Индии, Бразилии, Румынии, Болгарии, в других странах. Но не в России. В то же время МЭРТ еще полгода назад подготовил и согласовал с заинтересованными министерствами предложения по внесению изменений в действующее законодательство, необходимых для реализации проектов совместного осуществления.

– Можно ли организовать торговлю выбросами на внутреннем рынке?

– Я уже отметил, что в настоящее время вопрос о введении ограничений на выбросы парниковых газов и введении торговли в России не рассматривается. Установленные для России весьма мягкие обязательства по ограничению выбросов делают постановку вопроса о введении внутренней торговли квотами в России в среднесрочной перспективе достаточно бессмысленной – нет серьезного стимула ни у компаний, ни у государства.

В настоящее время полным ходом идут международные переговоры по режиму обязательств после 2012 года. Не факт, что договоренность о создании такого режима будет достигнута. В то же время уже сейчас можно констатировать две вещи. Первая – без более активного участия развивающихся стран, без участия США достичь договоренности не удастся. И вторая – если соглашение о новом режиме обязательств на период после 2012 года будет достигнуто, для России это будут более жесткие обязательства, чем те, которые были предусмотрены Киотским протоколом.

Я не говорю невыгодные, а говорю более жесткие, имея в виду возможную необходимость принятия более радикальных мер, связанных с сокращением выбросов парниковых газов. Если решения по пост-Киотскому периоду будут приняты, для России необходимость ограничения выбросов может потребовать установления «потолков» на выбросы компаний и создание режима торговли, аналогичного тому, что принят в ЕС уже в 2011–2012 гг.

Вместе с тем, на мой взгляд, такое ограничение выбросов совершенно не обязательно вызовет экономический спад, более того, определенные ограничения по выбросам могут существенно стимулировать эффективное потребление энергии и экономический рост. Я убежден, в настоящее время, когда энергоемкость российской экономики в разы больше энергоемкости экономик стран ЕС, я уже не говорю о Японии, Россия может без введения ограничений, а только за счет реализации эффективной энергосберегающей политики добиться сохранения высоких темпов экономического роста (5–7% в год) в условиях стабилизации выбросов парниковых газов (в перспективе 2–3 года) и даже абсолютного сокращения выбросов (в перспективе 3–10 лет).

В том случае, если ограничения на выбросы будут достаточно жесткими для России, введение внутренней торговли выбросами будет весьма вероятным и вполне логичным шагом со стороны правительства. Сколь большим будет этот рынок, будет зависеть исключительно от установленных правительством «правил игры», и предсказывать цифру, равно как и говорить о шагах правительства по организации такого рынка сейчас преждевременно; вместе с тем опыт стран ЕС показывает, что наиболее эффективно рынок торговли функционирует при большом количестве участников, представляющих различные секторы экономики.

– Выгодна или нет такая торговля для российских предприятий?

– Вопрос относительно того, насколько такая торговля может быть выгодна или невыгодна российским предприятиям, я бы разделил на два. В истории еще не было случая, чтобы компании горячо приветствовали устанавливаемые для них ограничения по выбросам – будь то в истории США (ограничения установлены на выбросы окислов серы и азота) или в истории ЕС. Не будет, конечно, исключением и Россия. Вместе с тем решения об ограничении выбросов всегда были и будут только политическими решениями, решениями государств, решениями, вытекающими из приоритетов их национальной политики, приоритетов, направленных на улучшение здоровья нации, экологии и в конечном счете на обеспечение устойчивого развития страны.

Торговля же выбросами – это в определенной степени «поблажка» компаниям: если для вас дорого сократить выбросы, вы можете купить на рынке соответствующие квоты, и с этой точки зрения для компаний торговля выбросами – это благо. Но, опять же, реализация такого сценария возможна только в случае прогресса на международных переговорах. На мой взгляд, имеющая место в настоящее время относительная пассивность Соединенных Штатов слабо способствует продвижению переговоров по будущим обязательствам. Я вполне понимаю развивающиеся страны, которые не желают становиться лидерами в этом процессе. Вместе с тем ситуация может измениться кардинально после 2008 года, после выборов нового президента США, и уже в 2009 году Стороны (развитые и развивающиеся страны) могут прийти к новому международному соглашению. В этом случае России необходимо быть готовой к созданию внутреннего углеродного рынка.

Источник: журнал «Wirtschafts Woche»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1606
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3528
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2596
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2104

Другие новости