Россия, подписавшая и ратифицировавшая еще в 2005 году Киотский протокол, пока мало делает для развития такого выгодного для страны бизнеса, как торговля квотами на эмиссию парниковых газов. О конкретном положении на этом новом для страны направлении рассказывает эксперт Министерства экономического развития России Олег Борисович Плужников, начальник отдела экономики охраны природной среды Минэкономразвития России.
– Олег Борисович, какие виды торговли выбросами существуют и развиваются в настоящее время?
– Сейчас существует как бы две разновидности международной торговли выбросами. В «чистом виде» международная торговля выбросами на сегодняшний день функционирует только в странах ЕС (речь идет исключительно о парниковых газах). В этих странах приняты жесткие ограничения на выбросы, и торговля выбросами используется лишь как инструмент, необходимый для сокращения издержек. Это постоянно функционирующая система торговли со всеми атрибутами, присущими рынку (углеродные биржи, ежедневно меняющиеся цены, сделки между экономическими агентами и прочее). В России таких ограничений на выбросы нет. По оценкам министерства, даже в самом пессимистичном сценарии Россия достигнет уровня выбросов 1990 года никак не раньше 2015 года, в связи с чем вводить систему регулирования парниковых газов, аналогичную принятой в ЕС, то есть предусматривающую введение абсолютных ограничений на выбросы парниковых газов предприятиями, по крайней мере в ближайшее время, нецелесообразно. По нашему мнению, с целью максимально эффективного соблюдения обязательств по Киотскому протоколу на этом этапе достаточно ограничиться внесением изменений и дополнений в действующее законодательство и в первую очередь – в федеральный закон об энергосбережении.
Есть второй вариант торговли выбросами. Суть его в том, что перевыполняя свои количественные обязательства по Киотскому протоколу, Россия может в принципе продать – разом или по частям – часть установленной для нее квоты.
Вопрос только в том, кто купит и на каких условиях. Все более склоняющаяся к американским подходам к Киотскому протоколу Канада сегодня вряд ли может рассматриваться в качестве потенциального покупателя. Остаются страны ЕС и Япония. И те, и другие неоднократно высказывались против «чистой» (не обремененной никакими условиями) покупки части квоты у России. По мнению этих стран, такие сделки неприемлемы, поскольку они нарушили бы экологическую целостность Киотского протокола и способствовали бы глобальному росту выбросов парниковых газов. И, надо сказать, в этом они, безусловно, правы.
– Какие еще варианты торговли были бы приемлемы для России?
– Другое дело – организовать торговлю выбросами таким образом, чтобы за счет использования привлеченных средств стимулировать переход на энергоэффективные технологии (так называемая «схема целевых экологических инвестиций» – ЦЭИ). Такие варианты, безусловно, перспективны и в настоящее время рассматриваются – как с участием представителей этих стран, так и с участием международных финансовых структур. Однако здесь имеются два принципиальных вопроса: внутреннее законодательство и время.
Одно из отличий схемы ЦЭИ по сравнению с «традиционными» проектами совместного осуществления в том, что она (схема ЦЭИ) не требует прохождения многочисленных процедур контроля на международном уровне, в то время как проблема внесения изменений в национальное законодательство, необходимых для ее функционирования, может оказаться весьма труднорешаемой. В отношении времени проблема та же, что и для проектов совместного осуществления. Поговорка «время – деньги» как нельзя более кстати применима к Киотским механизмам. Несмотря на то что Киотским протоколом устанавливаются количественные обязательства только с 2008 года, значительная часть проектов по Киотским механизмам реализуется уже в настоящее время – в Китае, Индии, Бразилии, Румынии, Болгарии, в других странах. Но не в России. В то же время МЭРТ еще полгода назад подготовил и согласовал с заинтересованными министерствами предложения по внесению изменений в действующее законодательство, необходимых для реализации проектов совместного осуществления.
– Можно ли организовать торговлю выбросами на внутреннем рынке?
– Я уже отметил, что в настоящее время вопрос о введении ограничений на выбросы парниковых газов и введении торговли в России не рассматривается. Установленные для России весьма мягкие обязательства по ограничению выбросов делают постановку вопроса о введении внутренней торговли квотами в России в среднесрочной перспективе достаточно бессмысленной – нет серьезного стимула ни у компаний, ни у государства.
В настоящее время полным ходом идут международные переговоры по режиму обязательств после 2012 года. Не факт, что договоренность о создании такого режима будет достигнута. В то же время уже сейчас можно констатировать две вещи. Первая – без более активного участия развивающихся стран, без участия США достичь договоренности не удастся. И вторая – если соглашение о новом режиме обязательств на период после 2012 года будет достигнуто, для России это будут более жесткие обязательства, чем те, которые были предусмотрены Киотским протоколом.
Я не говорю невыгодные, а говорю более жесткие, имея в виду возможную необходимость принятия более радикальных мер, связанных с сокращением выбросов парниковых газов. Если решения по пост-Киотскому периоду будут приняты, для России необходимость ограничения выбросов может потребовать установления «потолков» на выбросы компаний и создание режима торговли, аналогичного тому, что принят в ЕС уже в 2011–2012 гг.
Вместе с тем, на мой взгляд, такое ограничение выбросов совершенно не обязательно вызовет экономический спад, более того, определенные ограничения по выбросам могут существенно стимулировать эффективное потребление энергии и экономический рост. Я убежден, в настоящее время, когда энергоемкость российской экономики в разы больше энергоемкости экономик стран ЕС, я уже не говорю о Японии, Россия может без введения ограничений, а только за счет реализации эффективной энергосберегающей политики добиться сохранения высоких темпов экономического роста (5–7% в год) в условиях стабилизации выбросов парниковых газов (в перспективе 2–3 года) и даже абсолютного сокращения выбросов (в перспективе 3–10 лет).
В том случае, если ограничения на выбросы будут достаточно жесткими для России, введение внутренней торговли выбросами будет весьма вероятным и вполне логичным шагом со стороны правительства. Сколь большим будет этот рынок, будет зависеть исключительно от установленных правительством «правил игры», и предсказывать цифру, равно как и говорить о шагах правительства по организации такого рынка сейчас преждевременно; вместе с тем опыт стран ЕС показывает, что наиболее эффективно рынок торговли функционирует при большом количестве участников, представляющих различные секторы экономики.
– Выгодна или нет такая торговля для российских предприятий?
– Вопрос относительно того, насколько такая торговля может быть выгодна или невыгодна российским предприятиям, я бы разделил на два. В истории еще не было случая, чтобы компании горячо приветствовали устанавливаемые для них ограничения по выбросам – будь то в истории США (ограничения установлены на выбросы окислов серы и азота) или в истории ЕС. Не будет, конечно, исключением и Россия. Вместе с тем решения об ограничении выбросов всегда были и будут только политическими решениями, решениями государств, решениями, вытекающими из приоритетов их национальной политики, приоритетов, направленных на улучшение здоровья нации, экологии и в конечном счете на обеспечение устойчивого развития страны.
Торговля же выбросами – это в определенной степени «поблажка» компаниям: если для вас дорого сократить выбросы, вы можете купить на рынке соответствующие квоты, и с этой точки зрения для компаний торговля выбросами – это благо. Но, опять же, реализация такого сценария возможна только в случае прогресса на международных переговорах. На мой взгляд, имеющая место в настоящее время относительная пассивность Соединенных Штатов слабо способствует продвижению переговоров по будущим обязательствам. Я вполне понимаю развивающиеся страны, которые не желают становиться лидерами в этом процессе. Вместе с тем ситуация может измениться кардинально после 2008 года, после выборов нового президента США, и уже в 2009 году Стороны (развитые и развивающиеся страны) могут прийти к новому международному соглашению. В этом случае России необходимо быть готовой к созданию внутреннего углеродного рынка.
Источник: журнал «Wirtschafts Woche» |