Цена грязного воздуха может быть разной в зависимости от страны, но она должна быть выгодна и для продавца, и для покупателя.
Линда и Роджер Гарленд. «Стихия–Воздух», 1989 г. Работа из личной коллекции
С 26 октября Секретариат по климату ООН наконец дал зеленый свет осуществлению совместных межгосударственных проектов по формуле «выбросы в обмен на целевые инвестиции» в рамках Киотского протокола. Речь идет о проектах между государствами, которые согласно Киотскому протоколу обязались в период с 2008 до 2012 года уменьшить свои выбросы. А это и такие промышленно развитые страны, как Германия и Япония и государства Восточной Европы и бывшего СССР. На сегодня в Бонне, где находится штаб-квартира Секретариата по климату ООН, уже известно о более сотни подобных проектов. Согласно введенным с 26 октября правилам, известным как Joint Implementation (совместное осуществление), страны с жесткими нормативами по выбросам могут покупать сертификаты на выброс парниковых газов у стран с менее жесткими нормативами. Однако плата должна быть осуществлена в форме инвестиций в технологии, снижающие подобные выбросы. Таким образом, страны-покупатели, прежде всего те, которые не могут самостоятельно добиться установленных для них жестких нормативов – Голландия, Дания, Австрия, Испания и Италия, получают некоторую передышку, а страны – продавцы сертификатов – соответствующий доступ к ноу-хау для модернизации своих заводов с целью уменьшения эмиссии вредных веществ.
Неиспользованные возможности
Тот факт, что изменение климата, связанное с глобальным потеплением, может дорого обойтись мировой экономике, а именно в 20% мирового валового продукта, ничего не меняет в возможности заработать на этом. Речь идет о Киотском протоколе, вступление в силу которого после его подписания и последующей ратификации более полусотней государств положило начало развитию нового вида рынка – рынка торговли квотами на выбросы парниковых газов. Этот рынок имеет несколько названий: рынок эмиссионных квот, рынок эмиссионных сертификатов, рынок парниковых услуг или углеродный рынок. На нем покупатель приобретает право на дополнительный к гарантированному эмиссионным правом выброс парниковых газов. Киотский протокол определил количественные обязательства стран-участниц по сокращению выброса в атмосферу – шесть основных парниковых газов, самыми распространенными из которых являются двуокись углерода, метан и закись азота. В период с 2008 по 2012 год планируется сократить глобальную эмиссию этих газов на 5% по сравнению с базовым 1990 годом. Основные обязательства по сокращению взяли на себя развитые индустриальные страны (например, Япония и Канада должны сократить свои выбросы на 6%, Европейский союз – на 8%). Страны с развивающимися рыночными экономиками, такие как Россия, Украина, обязались сохранить объем выбросов на уровне базового года. Каждая из индустриальных стран имеет отведенную ей квоту согласно положениям Киотского соглашения. Под отведенной квотой подразумевается максимальный объем парниковых газов, разрешенный данной стране для выброса в атмосферу. Если у какой-либо страны остаются излишки единиц отведенной ей квоты, она может продавать их другой стране. Большинство стран в настоящее время производят больше выбросов, чем им отведено по квоте, следовательно, они должны либо сократить свои собственные выбросы, либо покупать единицы отведенной квоты у какой-нибудь другой страны в период с 2008 по 2012 год.
Мнения экспертов
Эксперты по России уверены, что, пока российское правительство не собирается распределять квоты по выбросам CO2, соответственно не будет организована торговля в ее европейском виде. В Европе, кстати, для этих целей, в частности, функционирует специальная биржа ETS. Как считает Дмитрий Булгаков, аналитик московского «Дойче банк Рус», 100-процентной «дочки» одного из ведущих коммерческих банков Германии «Deutsche Bank», в России единственным способом торговли выбросами будут так называемые проекты совместного осуществления. Но и они смогут быть запущены только после принятия правительством РФ порядка регистрации климатических проектов. А это в банке ожидается в первой половине 2007 года. По оценке другого эксперта, Леннарда де Клерка из датской фирмы «Global-Carbon», занимающейся организацией торговли квотами на эмиссию между восточноевропейскими странами и Западной Европой, от России скорее можно ожидать участия в торговле квотами на эмиссию в рамках «проектов совместного осуществления». Это выгодный бизнес, позволяющий российским предприятиям заработать до 2 млрд. евро и повысить эффективность использования энергии. Однако в самой России для подобного шага пока отсутствует необходимое законодательство. Это подтверждает и глава Думского комитета по энергетике Валерий Язев. Он даже затрудняется назвать конкретные сроки подготовки законов, указывая на сложности согласования этих вопросов между министерствами. Кстати, именно это обстоятельство не позволило в 2005 году реализовать проекты по повышению энергоэффективности «Оренбургэнерго» и «Хабаровскэнерго». Оба объединения еще в июне 2005 года подписали с Датским агентством по охране окружающей среды (DEPA) соглашения о продаже квот на выброс парниковых газов. Основным условием соглашений было получение одобрения проектов в РФ до 28 октября 2005 года, но этого не произошло, и DEPA получило право в одностороннем порядке разорвать соглашение. На днях председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс и президент финского энергоконцерна «Fortum» Микаэль Лилиус подписали меморандум о намерениях по реализации механизмов Киотского протокола в России. Меморандум подтверждает стремление компаний объединить усилия в разработке и реализации проектов на предприятиях холдинга РАО «ЕЭС России» в рамках Киотского протокола.
Как сообщалось, РАО «ЕЭС России» сформировало перечень из более 40 первоочередных проектов, которые можно реализовывать с использованием механизмов Киотского протокола, общий объем сокращений выбросов по ним – более 35 млн. тонн углекислого газа. Но пока только будут созданы рабочие группы, которые изучат проекты совместного осуществления, подготовленные российским энергохолдингом. М.Лилиус также отметил, что «Fortum» и РАО вместе будут добиваться принятия в России необходимой для начала реализации таких проектов законодательной базы. Однако до сих пор ни РАО, ни другие российские компании не могут воспользоваться его механизмами для привлечения инвестиций, поскольку не принято постановление правительства РФ, которое определяло бы национальный порядок реализации проектов совместного осуществления.