Чтобы иметь возможность торговать электроэнергией, нужны не столько трансформаторы, сколько законы.
Фото предоставлено ОАО РАО «ЕЭС России»
Реформа электроэнергетики рождает массу проблем, которые препятствуют дальнейшему продвижению по пути либерализации этой отрасли экономики. Они связаны, в частности, с независимыми сбытовыми энергокомпаниями. Основные три кита – три базовых идеи реформы электроэнергетики по Чубайсу состояли в привлечении инвестиций в модернизацию российской энергетики посредством создания прозрачной структуры функционирования отрасли (разделение по видам бизнеса) и формирования конкурентной среды в тех сегментах, где это наиболее целесообразно.
С появлением одобренной советом директоров (соответственно, Правительством РФ) стратегии РАО «ЕЭС России» «5+5», определившей направления развития энергореформы, возможность принудить региональные энергетические компании («АО-энерго») к сокращению своих издержек и к конкуренции за потребителя на региональных рынках появилась принципиальная возможность доступа к работе на оптовом рынке электроэнергии крупных энергоемких потребителей и независимых энергосбытовых компаний. Однако снижение издержек «АО-энерго», повышение эффективности региональной энергетики, сдерживание или даже снижение тарифов для потребителей на деле не ликвидировали барьеры выхода новых игроков на региональные рынки, которые за последние несколько лет только ужесточились. Не спасает ситуацию и только создаваемое «Некоммерческое партнерство Гарантирующих поставщиков и ЭСК». Как известно его учредителями выступают РАО «ЕЭС России», его дочерние ЭСК (ОАО «Калужская сбытовая компания», ОАО «Орловская сбытовая компания», ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго», ОАО «Мосэнергосбыт», ОАО «Тамбовская энергосбытовая компания», ОАО «Нижегородская сбытовая компания»), а также независимые сбытовые компании – ООО «Русэнергосбыт», ЗАО «ХК «РусЭнерго», ООО «КЭС-Трейдинг», ЗАО «Дизаж М» и ООО «Транснефтьсервис С». Партнерство будет представлять интересы энергосбытовых компаний, включая независимых поставщиков, на розничных рынках электроэнергии. В его задачи будет входить формирование предложений для включения в проекты нормативных правовых актов, регулирующих правила энергосбытовой деятельности на рынке электроэнергии, а также защита и представление профессиональных интересов своих членов.
Административный ресурс
Эксперт-аналитик отдела исследований электроэнергетической отрасли Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Дорогайкин в качестве наиболее весомого фактора успешного функционирования как непосредственно независимых сбытовых компаний, так и рынка в целом, в части формирования конкурентной среды, выделяет наличие сопоставимых недискриминационных условий деятельности данных компаний на рынке сбыта. Но данное условие, по словам эксперта, можно считать сложно достижимым, учитывая интересы сбытовых компаний, выделенных из «АО-энерго», и их «административный ресурс».
– Тем не менее, для независимых сбытовых компаний положительными моментами будут являться их слияния и поглощения, так как при данном условии они будут более способны противопоставить себя сбытовым компаниям, выделенным из «АО-энерго», – отмечает Владимир Дорогайкин. – Сбытовые компании изначально имели более конкурентоспособную позицию в части доли обслуживаемых ими потребителей. Как правило, они являются гарантированными поставщиками электроэнергии, и, соответственно, поставщиками большинства потребителей. Хотя, с введением новых правил розничного рынка электроэнергии с 1 сентября 2006 г., потребитель имеет право самостоятельно выбирать поставщика, что в целом можно охарактеризовать как положительный момент и один из очередных шагов к рыночным взаимоотношениям в электроэнергетике. Тем не менее, укрупнение независимых сбытовых компании противоречит целям реформы, так как данный факт будет снижать конкуренцию в секторе энергоснабжения. Анализируя складывающуюся ситуацию с деятельностью сбытовых компаний, выделенных из «АО-энерго», приходит понимание, что теоретически конкуренцию им в той или иной степени могут попытаться составить укрупненные независимые компании, образованные в процессе слияний.
Помимо этого, подчеркивает эксперт ИПЕМ, существенным шагом для независимых компаний будет являться ориентация на потребности конечного потребителя, то есть улучшение сервиса обслуживания, более широкий круг услуг и т.д. Хотя данный механизм не является ценовым фактором и, скорее всего, не повлечет за собой существенное увеличение расходов потенциальных потребителей независимых энергосбытовых компаний.
Если все же произойдет ликвидация РАО «ЕЭС России», то можно предположить, по мнению Владимира Дорогайкина, что существующее неконкурентное положение независимых компаний относительно компаний, выделенных из «АО-энерго», сохранится вследствие изначально неравных стартовых условий деятельности и административного лоббирования со стороны РАО «ЕЭС России».
Процесс слияний и поглощений
Основные рычаги влияния независимых сбытовых компаний можно ограничить их укрупнением и улучшением качества их деятельности. Основным рычагом конкурентной борьбы – ценовой борьбой за потребителя – небольшие независимые компании вряд ли смогут эффективно воспользоваться в тех масштабах, которые смогут привлечь существенное количество потенциальных потребителей. Тем более что экстенсивный путь развития закончен, среди независимых образовались явные лидеры и аутсайдеры. Начинается новый этап – этап слияний и поглощений между самими независимыми компаниями. Все лидеры независимых сбытовых компаний сформировались на базе энергообеспечения крупных холдингов: ООО «Транснефтьсервис С» преимущественно на системе нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть», ООО «Русэнергосбыт» – на ОАО «РАО РЖД» и частично на ОАО «Газпром», ОАО «МАРЭМ+» – на предприятиях группы «Базовый элемент» и т.д. Причина их стабильной работы объясняется наличием гарантированного рынка сбыта, большими объемами реализации и взаимопониманием с потенциальным потребителем энергии. В ближайшем будущем можно спрогнозировать интерес данных структур к наименее энергоемким потребителям, что даст им дополнительный доход от основного вида деятельности, но эта тенденция будет иметь развитие лишь при наличии процесса либерализации цен на розничном рынке. Однако, по словам Владимира Дорогайкина, крупных предприятий, еще не выведенных на оптовый рынок, становилось все меньше и на сегодняшний день конкуренция осуществляется за предприятия с объемом потребления от 30 млн. кВт-ч. в год, где размер сбытовой маржи составляет не более 3 млн. руб. в год. Конкуренция ужесточается, независимые сбытовые компании начинают демпинговать по условиям энергоснабжения, что необратимо порождает процесс слияний.
Эксперт ИПЕМ отметил, что обстоятельства, препятствующие успешной работе независимых сбытовых компаний, весьма сильны. При формально и законодательно равноправных условиях деятельности на рынке сбытовые организации, выделенные из «АО-энерго», имеют реальные преимущества перед независимыми поставщиками. Причинами этого, по словам Владимира Дорогайкина, являются влиятельный административный ресурс, своеобразное ценообразование в разделенных «АО-энерго», которое позволяет данным компаниям иметь ценовое превосходство, и наличие базовых законодательно определенных потребителей с регулируемым уровнем тарифа.
Санкт-Петербург