Чернобыль давно уже превратился из экологического фактора в политический. На снимке – Чернобыльская АЭС.
Фото из материалов международной научной конференции «К 20-летию катастрофы на Чернобыльской АЭС»
На протяжении последних 15 лет, с момента получения независимости, украинская атомная энергетика переживала не самые лучшие времена. Отсутствие внимания со стороны государства, нехватка средств для развития отрасли привели к нарастанию проблем в этом секторе экономики. И это при том, что Украина располагает природными ресурсами и владеет крупнейшими в Европе месторождениями урановых руд и циркона. Помимо этого имеются действующие блоки АЭС, работают горно-обогатительные комплексы и предприятия по производству урановой и циркониевой продукции.
В Украине находится пять АЭС: Ровненская, Запорожская, Хмельницкая, Южно-Украинская и Чернобыльская. В 2005 г. украинские АЭС произвели 88,782 млрд. кВт-ч электроэнергии, что на 2% больше, чем в 2004 году. К концу 2006 года планировалось увеличить выработку электроэнергии АЭС еще на 2,5%, по сравнению с 2005 годом – до 91 млрд. кВт-ч. 15 атомных блоков украинских АЭС вырабатывают 52% всей электроэнергии страны. И хотя атомная энергетика играет одну из ведущих ролей в энергетическом балансе страны, государственные инвестиции в развитие отрасли отсутствуют, а для частных еще не созданы условия.
Отсутствие инвестиций приводит к срыву финансирования большинства ранее принятых программ. В итоге большая часть финансовых ресурсов в украинской атомной отрасли сконцентрирована на решении неотложных проблем, нежели на реализации долгосрочных проектов.
Сложная ситуация складывается и с добычей урана. По разным оценкам, Украина располагает изученными промышленными запасами урана, которых может хватить на 100–150 лет. При этом страна обеспечивает свои потребности в уране лишь на 25–30%. Вызвано это тем, что добыча урана на действующих месторождениях Восточного ГОК приблизилась к критическому уровню, а перспективные месторождения – Новоконстантиновское и Смолинское – не осваиваются.
Обилие невыполненных планов
В начале 1990-х годов на Украине была разработана «Комплексная программа создания ядерного топливного цикла на Украине». Основные параметры комплексной программы создания ЯТЦ были утверждены постановлением Кабинета министров Украины в апреле 1995 года. В силу внутриполитических и финансовых причин она практически не выполнялась, усугубляя и без того непростую ситуацию в отрасли. Затем, в мае 1996 года, на свет появилась Национальная энергетическая программа Украины до 2010 года. Одним из последних документов, в которых нашло свое отражение развитие ядерной энергетики, стала энергетическая стратегия Украины до 2030 года. В ней одним из приоритетов государства стояла задача по усилению энергетической безопасности. Хотя, как отмечает вице-президент Центра исследования корпоративных отношений Ростислав Ищенко, программа развития АЭС на правительственном или каком-либо другом государственном уровне официально не принималась. Конкретные шаги в этой сфере по-прежнему зависели от конкретной личности, возглавлявшей на тот момент «Энергоатом».
Отсутствие на Украине единой программы развития ядерной энергетики приводит к тому, что отдельные организации и должностные лица принимают решения, которые не всегда отвечают национальными интересами страны и прежде всего ее экономическим потребностям. Неопределенность в развитии отрасли ведет к увеличению числа проблем.
Между Россией и Европой
Украина обладает избытком электроэнергии и заинтересована в расширении ее экспорта. При этом следует помнить, что, хоть электричество в сетях и не маркировано (то есть невозможно определить, получено оно от тепловой или атомной генерации), тем не менее именно на АЭС производится самая дешевая, а следовательно, и самая выгодная с точки зрения экспорта электроэнергия. В связи с этим НАЭК «Энергоатом» неоднократно в прошлом претендовал на право считаться главным экспортером украинской электроэнергии. В 2006 году вырос экспорт как в Россию, так и в ЕС. Ожидается, что рост экспорта электроэнергии продолжится и в следующем году. Тем более что в 2004–2005 годах в строй были введены мощности Ровенской и Хмельницкой АЭС.
Как результат – 7 ноября 2006 года начался экспорт электроэнергии из объединенной энергосистемы Украины в энергосистему России. Украина заинтересована в том, чтобы в перспективе стать звеном, связывающим в единую систему энергосети России и ЕС.
Чернобыльская АЭС – между прошлым и будущим
За 20 лет, с 1986 года, проблема Чернобыля перестала быть только экологической. Чернобыльская катастрофа превратилась в политический фактор.
На Украине существуют различные точки зрения относительно будущего ЧАЭС. Однако все дискуссии относительно будущего АЭС носят острый характер, который обостряется рядом факторов. Здесь и непоследовательность действий государства, и нерешенность с реализацией проекта «Укрытие».
Импульс возобновлению дискуссии относительно будущего АЭС придало предложение президента Украины Виктора Ющенко использовать зараженные области вокруг Чернобыля для захоронения радиоактивных отходов, в том числе и других европейских государств. Это вызвало широкий негативный общественный резонанс на Украине. За прошедшие 20 лет уровни радиоактивного загрязнения этой территории значительно уменьшились: произошел естественный распад радионуклидов, постоянно проводятся мероприятия по снижению доз облучения и созданию относительно безопасных условий для проживания населения на загрязненных территориях. Однако еще долгое время территория отчуждения будет являться источником загрязнения практически всех составляющих окружающей среды. Этот факт определяет ее потенциальную опасность как для населения, проживающего на ее территории, так и для жителей прилегающей местности.
По этой причине вряд ли у Чернобыльской АЭС есть будущее. По словам Р.Ищенко, состояние «Саркофага» и «Зоны» изучалось от случая к случаю, бессистемно. Данные зачастую подгоняли под политическую конъюнктуру. Например, когда выторговывали у ЕС максимально большой объем финансовых обязательств. Ключевым вопросом остается проблема повышения безопасности объекта «Укрытие». Ни Украина, ни многие страны ЕС, начавшие после периода скептического или даже негативного отношения к атомной энергетике вновь делать ставку на ее развитие, не заинтересованы в привлечении дополнительного внимания к Чернобылю и его проблемам.
Планы на будущее
В соответствии с проектом энергетической стратегии до 2030 года планируется создать дополнительно 1–2 новые АЭС. Однако непонятно, за счет каких средств и где это будет происходить. Неопределенность наблюдается и с выполнением программы создания ядерно-топливного цикла на Украине. За 10–12 лет украинские власти намереваются сделать топливный цикл замкнутым. Создание закрытого ядерного цикла позволит Украине самостоятельно производить топливо для атомных электростанций. Речь идет, в частности, о строительстве централизованного современного и экологически безопасного хранилища отработанного ядерного топлива. Тем более что у украинских властей до сих пор вызывает недовольство ситуация, когда Украина каждый год тратит десятки миллионов долларов на вывоз и хранение собственного ОЯТ за границей. Известно высказывание президента Виктора Ющенко относительно превращения всей чернобыльской зоны в гигантский могильник ядерных отходов, что, ясно, не вызывает восторга ни у жителей близлежащих регионов, ни у соседей за границей.
Основная цель при реализации масштабных планов украинским правительством – уменьшить зависимость энергоснабжения от России: начиная с обогащения урана и заканчивая захоронением радиоактивных отходов.
Киев