Основными докладчиками на Московском Энергетическом Диалоге выступили руководитель «Минпромэнерго» Виктор Христенко и комиссар ЕС по энергетике Андрис Пиебалгс.
Московский энергодиалог позиционировал себя как площадка для всестороннего обсуждения и выработки механизмов реализации Санкт-Петербургского плана действий «Глобальная энергетическая безопасность», принятого лидерами стран «Группы восьми» в июле 2006 года. Для подобного подхода у форума были все основания. В нем принимали участие представители федеральных органов власти, министерств энергетики зарубежных стран, ОПЕК, МЭА, МАГАТЭ, крупнейших компаний, общественных и научных организаций. Всего представители 44 стран находились в период проведения Международной энергетической недели в Москве и участвовали в заседаниях ее главной сессии. И уже этот факт свидетельствует о понимании и поставщиками энергоресурсов, и их потребителями – представителями транзитных стран – того факта, что все они находятся в общем мировом энергетическом пространстве. Уникальное положение при этом занимает сама Россия. И это обстоятельство накладывает свой отпечаток на приоритеты ее энергетической политики.
Два мира – два подхода
С одной стороны, Россия – активный участник группы государств, входящих в «большую восьмерку», которые, как и большинство других промышленно развитых стран, являются нетто-импортерами энергетических ресурсов. Их интересы – это обеспечение надежных и бесперебойных поставок по разумно низким ценам (безопасность поставок). С другой стороны, Россия входит в группу ведущих нетто-экспортеров энергетических ресурсов, глобальные энергетические интересы которых сводятся к обеспечению долгосрочных и стабильных поступлений финансовых средств за экспорт этих ресурсов по разумно высоким ценам (безопасность сбыта). Кроме того, Россия зависит от транзита, и сама является транзитной страной, поэтому она заинтересована в безопасности транзита.
Оценивая базовые принципы энергетической дипломатии ЕС, следует отметить ограниченность собственной ресурсной базы Европы, что обуславливает существенную зависимость стран Евросоюза от внешних энергетических поставок, которая еще больше усилилась после вхождения в ЕС 10 новых стран. В энергетической политике ЕС взят курс на диверсификацию энергопоставок с целью уменьшения зависимости от стран Персидского залива. Для энергообеспечения ЕС особую значимость приобретает надежность и безопасность поставок энергоресурсов (безопасность поставок). Целесообразно отметить, что национальные энергетические интересы отдельных стран ЕС существенно отличаются. Следует также отметить нарастание конкуренции между отдельными компаниями европейского происхождения.
Основные экономические интересы ЕС в энергетическом сотрудничестве с Россией и странами СНГ сосредоточены на обеспечении доступа к ресурсно-сырьевой базе, участии в ее развитии, а также надежной транспортировке энергоресурсов на внутренний энергетический рынок ЕС. Это связано со стратегией Евросоюза, направленной на расширение внешних источников поставок энергоресурсов, а также их диверсификацию в целях уменьшения зависимости от поставок из стран Персидского залива. Кроме того, развитие такого сотрудничества с Россией и странами СНГ будет способствовать укреплению политической стабильности на евроазиатском пространстве, что соответствует долгосрочным интересам европейцев.
Суть экономических интересов
Экономические интересы России в отношении сотрудничества с ЕС в области энергетики связаны с тем, что страны Евросоюза являются традиционным и емким рынком для ее энергоресурсов, а также поставщиком энергетического оборудования и технологий. Кроме того, ЕС обладает значительными финансовыми возможностями, необходимыми для модернизации российского ТЭКа. Энергетический рынок ЕС становится все более крупным и интегрированным, что делает его еще более привлекательным для российских компаний. Россия рассчитывает занять на нем свое достойное место, адекватное ее потенциалу. В свою очередь, активные процессы рыночных реформ в экономике России, в частности в российском ТЭКе, открывают значительные перспективы для энергетического бизнеса стран Евросоюза. Для России также важно обеспечить выгодные и надежные условия транзита энергоресурсов в Западную Европу, а также наладить взаимовыгодное сотрудничество в области обмена активами в сфере добычи, транспортировки энергетических ресурсов.
Важное значение для реалистического понимания практической результативности энергетического диалога имела Конференция по энергетическим стратегиям России и ЕС, которая состоялась как раз в рамках нынешней Международной энергетической недели в Москве. Как известно, европейская стратегия до 2030 г. продолжает дорабатываться и не стала еще окончательным вариантом, оставаясь только проектом. В свою очередь, российская стратегия до 2020 г., окончательный вариант которой был утвержден в 2003 г., начала активно дорабатываться, поскольку уточняется и дополняется на период до 2030 г.
Каковы же перспективы?
Очевидно, что Россия для остальной части Европы является в основном поставщиком энергии и сырья. Нынешняя структура экспорта нашей страны, в которой превалируют энергоносители и сырье, вряд ли существенно изменится в обозримом периоде. Вместе с тем его наращивание позволило бы увеличить импорт технологий и оборудования, крайне необходимых для модернизации российской промышленности, а также развития наукоемких отраслей, что в перспективе дало бы возможность увеличить долю их продукции в структуре российского экспорта. В этом плане важное значение может иметь сотрудничество с ЕС в сфере совместного развития современных энергетических технологий и производства оборудования с перспективным выходом на рынки третьих стран.
Оценивая основные проблемы, следует отметить, что развитие энергетических рынков в ЕС и России происходит на разных скоростях и асимметрично (в ЕС ускоренная либерализация рынков, а в России в соответствии с энергостратегией свой график развития рынков). Очевидно также, что интересы у конкретных стран ЕС и компаний в отношении энергетического сотрудничества с Россией заметно отличаются. Сказывается отсутствие механизма взаимодействия бизнес-сообществ на уровне Брюссель–Москва. И, наконец, в последнее время в Брюсселе благодаря стараниям в основном новых членов ЕС заметно усиливается чрезмерная политизация энергодиалога (идея энергетической НАТО, попытки создания в рамках ЕС картеля потребителей и т.д.) Не просто продвигается вопрос об обмене активами между российскими и европейскими компаниями в различных сегментах ТЭК, что могло бы существенно укрепить взаимную зависимость и энергетическую безопасность.
К основным результатам, достигнутым в ходе энергодиалога, можно отнести открывающиеся перспективы доступа российских компаний к энергетическому рынку ЕС, подтверждение важности для безопасности Евросоюза в сфере энергетики долгосрочных контрактов на поставки российского газа на условиях «бери или плати». Кроме того, был определен список проектов в сфере энергетической инфраструктуры, представляющих взаимный интерес. Важным достижением также является начало работы в Москве Центра энергетических технологий Россия–ЕС. Весьма позитивным моментом является то, что в двусторонних энергетических отношениях России со многими странами ЕС в практическом плане довольно результативно развивается сотрудничество как на межправительственном, так и коммерческом уровнях (Германия, Италия, Франция, Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Греция, Австрия, Финляндия и др.). Как представляется, именно здесь накапливается своеобразная критическая масса, которая в конце концов в положительном плане повлияет на энергодиалог Россия–ЕС и выведет его с политической в практическую плоскость.
Оценивая краткосрочные перспективы, следует отметить необходимость разработки новых энергетических глав нового СПС. Срок действия нынешнего соглашения истекает. Как известно президент России В.В.Путин, выступая на неформальном саммите Россия–ЕС в октябре этого года в Лахти (Финляндия), предложил разрабатывать соглашение о стратегическом партнерстве, неотъемлемой частью которого должна стать энергетика. Для этого целесообразно формирование группы по энергетическим стратегиям России и ЕС, как это было отмечено В.Б.Христенко на конференции 30 октября 2006 г. Важно также разработать концепцию долгосрочного энергетического сотрудничества между обеими сторонами. В этой концепции было бы важно определить основные цели и формат такого сотрудничества с учетом формирования четырех единых пространств. Кроме того, все-таки было целесообразно сформировать постоянный механизм взаимодействия бизнес-сообществ России и ЕС в энергетической сфере. Это может снять излишнюю политизацию. Надо ускорять наше вступление в ВТО, чтобы мы играли по одним и тем же правилам.