Серебристые «Хонды» перед входом в конференц-зал XI международной конференции «Альтернативные источники энергии для больших городов» привлекали внимание не столько безупречными изгибами своих металлических корпусов, сколько разверстыми моторными отсеками. И это не было случайной прихотью маркетологов. Дело в том, что «Хонды» представляли собой гибриды, имеющие смешанный источник энергоснабжения автомобиля. И открытые моторные отсеки наглядно демонстрировали это их достоинство даже непосвященному прохожему.
Как считает представитель компании ООО «Хонда мотор Рус» Томас Брахман, гибридный автомобиль необходимо осознавать следующим образом: сам по себе процесс сгорания не дает основных преимуществ в экономии горючего, в то время как добавление электроэнергетической системы позволяет повысить общую энергетическую отдачу. Согласно философии корпорации XXI век будет веком автомобиля, поэтому все разработки, связанные с экологическим преимуществом, оказывают самое существенное влияние на исследования, ведущиеся Honda. Как считает Брахман, к 2030 году автомобилей на Земле станет вдвое больше, чем сейчас, то есть полтора миллиарда единиц. И даже если мы сократим количество автомашин с бензиновыми двигателями вдвое, то ровно вдвое возрастет число дизельных автомобилей. А с точки зрения внедрения альтернативных источников энергии не имеет значения, бороздят ли дороги неэкономичные бензиновые или более экономичные дизельные автомашины. Ведь рост общего числа автомашин с традиционными бензиновыми или дизельными моторами ведут к тому, что процесс перехода на альтернативное топливо будет все время удлиняться. Дело в психологии потребителя, который будет ждать, пока приобретенный им автомобиль не выработает весь свой ресурс. Гибрид как раз и дает возможность по-новому взглянуть на традиционный двигатель.
Не надо быть экспертом, чтобы понимать тот простой факт: автомобиль на чистом электроприводе, конечно же, экологичнее гибрида. Поэтому на 40 га московского треугольника, ограниченного набережной Москвы-реки, павильонами выставочного комплекса «Экспоцентр» и частью третьего транспортного кольца в новом деловом центре «Москва-Сити», планируется применять в основном электромобили. Подобное средство транспорта активно разрабатывает и отечественный ОАО «Автоваз». В его каталогах электромобили как на аккумуляторах, так и на водородных топливных элементах. Однако основной минус таких автомобилей – ограниченный радиус действия. Они пока годятся только как средство передвижения в рамках небольшой территории, подобной «Москва-Сити». Ясно, что сегодняшний день требует одновременного решения двух задач – экологичность и дальность поездки. Именно гибрид способен обеспечить их выполнение.
Если взглянуть во «внутренности» гибридного мотора, то можно увидеть, что электроустановка и традиционный мотор механически связаны друг с другом. Однако решение о подключении того или иного двигателя принимает не водитель, а электронный «мозг» автомобиля. Другими словами, специально разработанная для этой цели компьютерная программа. Такая схема действует в тойотовском гибриде Prius. Там специальный драйвер – Hybrid Synergy Driver – принимает решение о наиболее оптимальном на данный момент движения источнике энергии. Проведенный специалистами корпорации «Toyota» тест показал, что и по показателям потребления традиционного топлива гибрид экономичнее обычного автомобиля. А по выбросам двуокиси углерода показатели гибрида почти в 1,3 раза лучше, чем у традиционного автомобиля.
Гибриды, по мнению Олега Быцко, главного конструктора УП «Белкоммунмаш» оптимально подходят для городского транспорта, и прежде всего для троллейбусов, позволяя ему двигаться вне контактной электросети. При этом гибридный троллейбус позволяет экономить до 55% электроэнергии по сравнению с обычным.
Но есть и еще одно преимущество гибридного двигателя, которое исследовали на кафедре Автомобильный транспорт МГАУ им. В.П.Горячкина. Как оказалось, гибридная установка способствует более «послушному» поведению автомобиля на дороге по сравнению с его же базовыми традиционными вариантами. А это уже более высокий уровень безопасности эксплуатации. Причем по цене, которую японские производители предлагают покупателям, гибриды практически равны традиционным автомобилям.