Юрий Лужков осматривает российский автотранспорт на природном газе.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
Как выжить в большом городе? На этот вопрос в Москве в течение нескольких дней пытались найти ответ более 850 делегатов II Международной конференции «Альтернативные источники энергии для больших городов», посвященной вопросам снижения негативного воздействия автотранспорта и объектов энергетики на городскую окружающую среду. Проблема для Москвы крайне актуальная, поскольку, по словам Марины Вакула, заместителя руководителя департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, на сегодня 83% загрязнения окружающей среды в столице зависит от автотранспорта и 15% от энергетических комплексов, в основном от котельных и ТЭЦ. Сейчас по улицам города курсируют 3 млн. автомашин, официально допущенных к эксплуатации, и к ним ежегодно добавляются по полмиллиона. А если учесть, что в Москве с января 2006 года введена норма токсичности автотранспорта Евро-3, с которой вряд ли справляются многочисленные «копейки», тем не менее заполонившие столичные магистрали, то скорее всего автомобилей в Москве как минимум на треть больше, чем думают в мэрии. Впрочем, по данным института НИАТа, в 2005 году нормам Евро-3 в России в целом соответствовало только 5% легковых и грузовых автомашин.
Конечно, в таких условиях, как отметил мэр Москвы Юрий Лужков, процесс практического и массового внедрения альтернативных видов топлива неизбежен, так как определяется объективными причинами ограниченности запасов нефти в мире и возрастающими требованиями по экологии в больших городах. Ясно, что московский мэр пока не дошел до примера своего коллеги – губернатора из Калифорнии, подавшего в суд на автомобильные корпорации, имеющие производство на территории США. Идея иска состоит в том, что производство автомобилей ведет к загрязнению окружающей среды и, следовательно, изменению климата. Юрий Михайлович пытался найти более компромиссное решение.
На конференции недостатка в предложениях не было. Самое, на мой взгляд, радикальное выдвинул в беседе со мной баварец Герхард Ольк, руководящий сотрудник баварского Министерства экономики, транспорта и технологий. Он сказал, что самое лучшее решение – отказаться от использования автомобиля в больших городах и пересесть на общественный транспорт, лучше всего на метро. На принятие подобного решение его подвигнула поездка в бразильский Сан-Пауло, насчитывающий 17 млн. жителей. Там автомобили могут передвигаться по улицам только три часа ранним утром и три часа поздним вечером. Но Ольк, как и все немцы, реалист, и он понимает, что человек, однажды оседлавший несколько десятков лошадиных сил, вряд ли откажется от приобретенного чувства индивидуальной свободы. Поэтому его идея, кстати, уже реализующаяся в Баварии, выглядит поэтапно так: сначала дизель, который потребляет энергии на 30% меньше, чем бензиновый мотор, затем усовершенствование автомобильного мотора за счет системы впрыска, установки автоматических фильтров для дизеля и снижения веса мотора. Последнее новшество позволит при сохранившихся параметрах мощности снизить теплоотдачу. Следующим пунктом нововведений, по Ольку, должны стать гибридные автомобили, работающие на двух источниках энергии. Все эти варианты, в том числе и автомобиль на водороде, были опробованы баварцами в аэропорту Мюнхена. Поэтому Ольк мог, опираясь на полученные результаты, авторитетно говорить о том, что на сегодня водород пока будущего не имеет. Стоимость подобного топлива в 5–10 раз дороже бензина. А производить водород из высших форм энергии, таких, как электричество, он считает нерентабельным.
В целом подход выступавших экспертов совпадал с планом Олька. Значительная часть докладов была посвящена улучшению характеристик применяемых на транспорте видов топлива. Главная направленность подобных модернизаций состояла в уменьшении выбросов благодаря топливу с улучшенными экологическими характеристиками. Под применяемым многими выступавшими термином «очищенное топливо» имелось в виду в основном отсутствие в нем соединений серы и других вредных примесей, которые в процессе сгорания превращаются в токсичные соединения. Это оксид углерода (СО), углеводороды (СН), окислы азота (NOx), сажа и другие твердые частицы. К последним относятся очень вредные соединения серы, которые не только загрязняют окружающую среду, но и препятствуют нормальной работе каталитических нейтрализаторов и сажевых фильтров. В некоторых случаях сульфатный компонент может достигать до половины твердых выхлопов. Поэтому уменьшение содержания серы в топливе позволяет значительно улучшить эффективность работы нейтрализаторов и снизить выбросы СО и NOx.
Применение газообразного моторного топлива и переход на комбинированные энергетические установки представляли собой следующий шаг в повышении экологической чистоты автомобильного мотора. Большой раздел выступлений был посвящен замене обычных видов топлива на альтернативные: биоэтанол, биогаз, диметиловый эфир и, наконец, водород.
Пожалуй, одним из важных было мнение, высказанное главой правительства Москвы, о необходимости более активного законодательного творчества федерального Центра, особенно в области нормативно-правового регулирования. «Необходимо сбалансированное сочетание квот, запретов и льгот для производителей и потребителей топлива, стимулирующих и даже вынуждающих к переходу на производство и использование топлив с лучшими экологическими характеристиками», – заявил мэр Москвы.