Путь к вершине совершенства, в страну счастья, в том числе энергетического, не всегда бывает прямым и легким.
Микалоюс Чюрлёнис. «Сказка о замке». Дом-музей Чюрлёниса в Каунасе
При создании Евразийского экономического сообщества в 2000 году в качестве одной из ключевых ставилась цель – образование Единого энергетического пространства на территории государств-членов. Об этом прямо говорится в Заявлении глав государств сообщества об учреждении ЕврАзЭС. В настоящее время деятельность Евразийского экономического сообщества в секторе энергетики сосредоточена на формировании и совместном развитии общего энергетического рынка.
Государства ЕврАзЭС (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан) в совокупности располагают значительными запасами различных видов первичных энергоресурсов. Однако каждая страна в отдельности имеет различную степень обеспеченности ими. Так, Россия, Казахстан и Узбекистан по наличию практически всех видов первичных энергоносителей занимают ведущие позиции в сообществе, Кыргызстан и Таджикистан располагают в основном гидроэнергетическими ресурсами, в Республике Беларусь доступные для освоения первичные энергоресурсы крайне ограниченны.
Углубление интеграции в интересах экономического роста
═
Неравномерность распределения источников энергоносителей по странам сообщества обусловливает объективную необходимость углубления интеграции в топливно-энергетическом секторе экономики. Ее основой является диверсификация энергетического комплекса, обеспечивающая устойчивый рост экономики стран сообщества.
В этом направлении подготовлены соглашения, определяющие порядок взаимодействия энергетических систем государств – членов ЕврАзЭС. Так, на основе соглашения, принятого в 2005 году, ведется совместная разработка топливно-энергетического баланса сообщества. Определены условия информационного обеспечения общего энергетического рынка и подготовлено соответствующее соглашение по этому поводу. В настоящее время в разработке находятся проект Соглашения о порядке организации, управления, функционирования и развития общего электроэнергетического рынка и проект Соглашения по развитию трубопроводного транспорта государств – членов ЕврАзЭС.
После длительной проработки мы вплотную приблизились к подписанию Протокола об условиях перемещения электрической энергии между странами сообщества.
Первый шаг – унификация законодательства
═
Хотя в данный момент объем экспорта-импорта между государствами – членами ЕврАзЭС составляет 5–6% внутреннего потребления электроэнергии, заметна общая тенденция к росту экспортно-импортных операций.
Для реализации основных принципов построения общего электроэнергетического рынка органами интеграции стран, входящих в ЕврАзЭС, осуществляется работа по унификации национальных законодательств, регулирующих отношения в области энергетики. Постоянными комиссиями Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС подготовлены Законопроектные предложения по Основам законодательств ЕврАзЭС об энергетике. В последующем в соответствии с принятым документом должны быть изменены национальные законодательства по энергетике стран сообщества.
Ведется работа по упрощению таможенного оформления перемещаемой через границы государств сообщества электрической энергии. Транзит электроэнергии в ограниченных масштабах уже продолжительное время осуществляется в странах сообщества.
В целях дальнейшего развития интеграции в энергетическом секторе главы государств сообщества на сочинском саммите в августе 2006 года поставили задачу разработки Концепции формирования общего энергетического рынка государств – членов ЕврАзЭС. Сейчас идет экспертная проработка проекта концепции.
Проблема водных ресурсов всегда была болезненной в Центральной Азии
═
Особого внимания заслуживает наиболее острая для государств Центральной Азии и Южного Казахстана проблема рационального использования водных и энергетических ресурсов в бассейнах трансграничных рек Сырдарьи и Амударьи.
Наиболее важными аспектами в этой сфере являются водно-энергетическое регулирование и привлечение масштабных долгосрочных инвестиций в строительство гидроэнергетических объектов.
В рамках ЕврАзЭС инициированы работы по завершению строительства Сангтудинской ГЭС-1 (ОАО РАО «ЕЭС России») и Рогунской ГЭС (РУСАЛ) в Таджикистане. Всеми заинтересованными сторонами эти проекты рассматриваются как важный шаг вперед по освоению и обеспечению управления водно-энергетическими ресурсами реки Амударьи.
В апреле 2006 года правительство Кыргызстана обратилось в ОАО РАО «ЕЭС России» с предложением возобновить партнерство в области электроэнергетики и, в частности, продолжить работу по проектам строительства Камбаратинских ГЭС – 1 и 2.
Эти гидроэлектростанции смогут создать эффективный режим работы каскадов ГЭС на реках Сырдарье и Амударье и их притоках, обеспечивающий устойчивое водопользование и выработку электроэнергии. При этом в летний период может быть осуществлен пропуск воды для орошения в необходимом для стран региона объеме при выработке значительного количества электроэнергии для продажи ее на рынках электроэнергии как государств сообщества, так и других государств (Китай, Иран, Афганистан и др.).
Решение проблем совместного использования водно-энергетических ресурсов в Центральной Азии имеет не только решающее экономическое, но и огромное экологическое, политическое и международное значение. По сути, это один из основных факторов формирования в регионе зоны стабильности, экономического развития и экологической безопасности.
Такие задачи решались в ОЦАС, где прорабатывалась тема создания водно-энергетического консорциума. С учетом интеграции ОЦАС в ЕврАзЭС и вступления Узбекистана в сообщество появились новые возможности для комплексного решения вопросов водно-энергетического регулирования в регионе.
Дополнительный импульс в реализации инвестиционных проектов даст создание Евразийского банка развития.
Представляется необходимым проработать вопросы создания некой структуры (возможно, в форме водно-энергетического консорциума) с функциями водно-энергетического регулирования и инвестирования в совместные гидроэнергетические проекты.
Актуальность подобного подхода возрастает также и в связи с тем, что теперь на ЕврАзЭС возложены обязанности реализации принятых в рамках ОЦАС решений по этому вопросу. Именно поэтому на сочинском саммите главы государств сообщества приняли решение о разработке Концепции эффективного использования водно-энергетических ресурсов Центрально-Азиатского региона.
Ключевым положением в проекте должна быть реализация той части концепции, которая тесно увязывает вопросы инвестиций и участия в водно-энергетическом регулировании. Причем на первом этапе должны быть достигнуты договоренности по водно-энергетическому регулированию и на этой основе – инвестиционные соглашения. Помимо достижения баланса интересов государств верхнего и нижнего течения рек, это условие будет способствовать защите интересов инвесторов.
Таким образом, обеспечение энергобезопасности государств – членов ЕврАзЭС и сообщества в целом представляется комплексом согласованных действий, направленных на создание Единого энергетического пространства и включающих в себя реализацию совместных инвестиционных проектов в энергетике, сближение национальных законодательств и преодоление барьеров на пути взаимовыгодного сотрудничества, формирование общего электроэнергетического рынка.
═Источник: пресс-служба Интеграционного Евразийского экономического сообщества |
═Источник: пресс-служба Интеграционного Евразийского экономического сообщества |