Известно, что в ядерных могильниках достаточно материалов для 300 тысяч ядерных бомб. Об этом свидетельствует вашингтонский Институт естественных наук и международной безопасности (Institute for Science and International Security – ISIS). Ученые этого института опубликовали доклад, в котором исследуются вопросы безопасности захоронений отработанного ядерного топлива. По данным ISIS, к концу 2003 года насчитывалось около 1830 тонн плутония в захоронениях в 35 странах мира. При этом ежегодно количество плутония, формирующегося в ядерных реакторах, во всем мире увеличивается на 70 тонн. По мнению авторов доклада, уязвимость этих могильников во всем мире несет колоссальную угрозу: поскольку террористы могут получить доступ к этим материалам и использовать их для разработки ядерного оружия. ISIS выражает обеспокоенность степенью защищенности могильников на территории России, Пакистана, Индии и Китая. Власти государств «ядерного клуба» пока, по мнению ISIS, не осознают всю степень опасности этого обстоятельства.
Однако для России проблема состоит прежде всего в нехватке самих хранилищ и сильной обветшалости уже имеющихся захоронений ядерных отходов.
Не так давно глава Росатома Сергей Кириенко, выступая перед специалистами ядерной энергетики в городе Обнинске, указал на необходимость создания единой технологической цепочки от добычи природного урана до производства электроэнергии и утилизации отходов от деятельности. Однако между словами и делами пока имеется значительный разрыв. Особо остро эта проблема встает в связи с тем, что заканчивается проектный тридцатилетний срок эксплуатации первых энергоблоков Курской и Ленинградской АЭС. Физически и морально устаревают блоки других атомных станций. Устаревают и требуют модернизации и остающиеся временными с середины 70-х гг. хранилища с радиоактивными отходами и отработанным ядерным топливом почти по всей стране. К тому же многие хранилища просто переполнены. А негативное отношение населения к неизбежной радиоактивности ничуть не изменилось. Радиационная чувствительность общественности намного превышает радиационную чувствительность отдельного человека. Напрашивается сам собой единственный выход – сдерживание роста числа площадок с радиоактивными объектами и размещение этих площадок в отдаленных малонаселенных районах. Но это входит в противоречие с потребностями ядерной энергетики.
В этом году в городе Курчатове в Курской области состоялся российский форум атомщиков, где рассматривались вопросы строительства комплексов обращения с радиоактивными атомными отходами и облученным ядерным топливом. В совещании участвовали представители концернов «Росэнергоатом» и «Росатом», руководители комитетов и депутаты Государственной Думы, профессора, академики в области ядерной энергетики, общественные деятели и экологи страны. Курскую область представляли директора филиала концерна «Росэнергоатом» КАЭС Юрий Слепоконь, председатель правительства Курской области Александр Зубарев, инженерный состав атомной станции. Участники форума пришли к выводу, что проблему с отходами АЭС надо решать срочно на всех атомных станциях, – к такому мнению пришли участники форума. Дело в том, что завершение строительства комплекса переработки отходов под Красноярском было намечено на 2008 год. В рамках программы строительства комплексов обращения с радиоактивными отходами немецкая фирма «Framatome ANT» разрабатывает и поставляет оборудование узлов размыва, извлечения и передачи жидких радиоактивных отходов на комплекс цементирования по технологии ОАО «СвердНИИхиммаш». По этой технологии планируется переработать все виды жидких радиоактивных отходов, накопленных на АЭС. Но основная проблема на сегодня состоит в отсутствии необходимого объема инвестиций. А ведь для создания эффективного механизма захоронения ядерных отходов в масштабе страны требуется 6 миллиардов долларов. Пока же не сооружено стационарное хранилище, планируется продлевать срок эксплуатации временных комплексов обращения с атомными отходами и создавать новые «объекты консервации».
Немцы пошли по пути использования для захоронения отходов от своих АЭС бывшие шахты, в которых добывалась железная руда. Определенная логика в этом есть, поскольку порода, в которой будут размещаться радиоактивные контейнеры, по природе достаточно плотная и не дает возможности утечкам радиации. Сейчас в Германии захоронены 120 тысяч кубометров радиоактивного мусора. Ежегодно к ним добавляется еще по 6000 кубометров. На закрытой в 70-е годы шахте Конрад, которая сейчас приспособлена под место для хранения отработанного ядерного топлива, могут разместиться до 300 тысяч кубометров радиоактивного «мусора».
Источник: «Wirtschafts Woche»