В Европе автозаправки на природном газе внешне почти не отличаются от бензиновых.
Фото предоставлено пресс-службой Volkswagen
Россия – одна из более чем 60 стран мира, где идет практический перевод транспорта на природный газ. В апреле этого года вопрос развития заправочной сети на природном газе АГНКС был рассмотрен советом директоров ОАО «Газпром». Принято решение разработать программу по дальнейшему строительству АГНКС (автомобильных газонаполнительных компрессорных станций). Среднегодовой прирост парка метановых машин в мире составляет в последние годы примерно 20%. Сегодня он насчитывает уже более 5,3 млн. автомобилей. 600 тыс. газовых машин бегают по европейским дорогам.
В России на природном газе работают 52 тыс. машин. Спрос на автомобильный метан стабильно растет: с 1998 по 2005 г. объемы потребления компримированного газа увеличились с 60 до 237 млн. куб. м. Заправку транспорта природным газом осуществляют 215 АГНКС. Для сравнения, в Аргентине их более 1,5 тыс., в Бразилии и Пакистане по тысяче, в Германии уже построено 700 АГНКС, а к 2010 г. тоже будет тысяча.
Чем метан лучше пропана
Как ни странно, но очень многие профессиональные водители и владельцы личных автомобилей при слове «газ» сразу же ассоциируют его с пропаном и не знают о том, что есть еще один вид газового топлива: природный газ, или проще – метан. Пропан, а точнее, сжиженный углеводородный газ, – конечно, хорошее топливо для автомобиля. Он экологически более безопасный, достаточно удобный в обращении и, что немаловажно, менее дорогостоящий вид моторного топлива, чем бензин.
У метана есть негативные качества: сеть заправочных станций пока развита слабо, рабочее давление в баллонах высокое (200 атмосфер), пробег на одной заправке газом короче, чем на пропане и тем более бензине, свободного (коммерческого) объема в багажнике меньше, как говорится «минус мешок картошки». Все это так. Но ведь есть и преимущества.
Первое: с точки зрения отработанных газов двигателя, если используется компримированный (сжатый), или сжиженный природный газ, – это экологически самое безопасное моторное топливо, которое сегодня есть на рынке.
Второе: природный газ – самое дешевое моторное топливо из всех имеющихся на рынке. И вот это второе преимущество природного газа для автомобилистов является самым главным. Изучение цен на топливо по регионам России позволило сделать следующие открытия, которыми мы обязаны поделиться с собратьями по рулю. В среднем по России метан стоит в 1,8 раза дешевле пропана; в 2,2 раза дешевле бензинов А-76, А-80; в 2,5 раза дешевле солярки; в 2,6 раза дешевле бензина А-92 и в три раза дешевле бензина А-95/98.
К этому нужно добавить еще один комментарий. К сожалению, многие сторонники пропана не знают или игнорируют тот факт, что для замещения одного литра бензина требуется, в зависимости от объема двигателя, не один, а 1,2 – 1,3 литра пропана. На АГЗС России пропан измеряют литрами. Если водитель покупает 60 л пропана (540 руб. в ценах июня 2006 г.), то платит он, конечно, на 35% меньше, чем за 60 л бензина (840 руб.). Только вот для того, чтобы проехать на пропане столько же, сколько на 60 л бензина (или 60 кубических метрах метана), пропана нужно купить примерно 75 л (675 руб.). Тогда экономия затрат на топливо по пробегу составит уже не 300 руб. на заправку, а всего 165 руб. Таким образом реальная экономия почти вдвое меньше декларируемой или ожидаемой.
Итак, природный газ самое дешевое моторное топливо. Экономический эффект от перевода автомобилей на КПГ можно проиллюстрировать следующим примером. Автотранспортное предприятие окупает затраты на переоборудование одного микроавтобуса «Газель» («ГАЗ»-3221) при пробеге 12 тыс. км в месяц всего за 60 дней. Годовая экономия от эксплуатации трех «Газелей» – около 300 тыс. руб. – позволяет купить одну новую. Сопоставимые результаты получены на автобусах «ПАЗ». Экономические показатели остаются приемлемыми даже в случае переоборудования автомобиля в кредит.
Отставание в понимании рынка сбыта
Страны, со слаборазвитой и неконкурентной автомобильной промышленностью (как правило, это развивающиеся страны) пополняют свой парк газобаллонных автомобилей за счет их переоборудования в процессе эксплуатации. На долю этих стран приходится 4,6 млн. метановых машин. А вот развитые страны, хотя пока и проигрывают по численности автомобилей на КПГ, наладили их заводское производство. BMW, Volvo, Daimler-Benz, Iveco, MAN, Opel, Peugeot, Renault, Citroen, Skania, Fiat, Volkswagen, Ford, Honda,Toyota – все они сегодня предлагают газобаллонные автомобили заводского изготовления. Российский автопром пока еще не реагирует на новые тенденции. Исключение составляет только КамАЗ, который создал-таки газовый двигатель. А вот их американские, немецкие, итальянские коллеги не просто разработали метановые автомобили, но поставили их на производство и активно продвигают на рынок. В том числе и на российский. Западные компании не просят ни у правительства, ни у производителей газа никакой помощи. Они просто выпускают на рынок новый продукт и активно продвигают его. Напомним, что автомобили на природном газе имеются и у Daimler-Benz и у Skania. А американский Cummins уже продает своим метановые двигатели. Потребители, наверняка, будут покупать машины, которые в эксплуатации дешевле, чем до боли родные отечественные «ВАЗы» и «КАМАЗы».