Европейцы объединяются перед лицом наступающего энергетического «голода». Россия пока идет другим путем.
Фредерик Сорье. «Европейские нации, объединенные в духе 1789 года, приветствуют статую гражданских прав»
Энергетическая связка Россия – страны ЕС в значительной мере определяется поставками нефти и природного газа. На текущий период монопольно завышенных цен на нефть российские компании вполне конкурентны во всех странах ЕЭС. Однако ожидается нарушение равновесия рынка в связи с вводом новых месторождений Ливии и Алжира, а также Прикаспия. Значительное влияние окажет ситуация в Ираке и Иране. Возможны два варианта. По первому – новое картельное соглашение стран ОПЕК и ЕЭС о стабилизации и квотировании поставок. Это ограничит развитие месторождений России, но не прекратит наших поставок в Европу. Основным конкурентом России станет нефть прикаспийских месторождений. По второму – картельного соглашения достичь не удастся. Страны-экспортеры станут настаивать на «свободе конкуренции». Тогда российская нефть может быть вытеснена с европейского рынка. Сейчас такой сценарий кажется утопическим, но в долгосрочном плане и с учетом перспектив водородного топлива он вполне реален.
Себестоимость добычи нефти на Ближнем Востоке и в Ливии составляет 2–6 долл. И доставляется она океанскими танкерами. В России себестоимость добычи нефти оценивается в 6–14 долл. за баррель, с новых месторождений – 22–24 долл. Средняя дальность транспорта российской нефти по нефтепроводам превышает 3000 км. Часть поставок производится на малотоннажных судах и железнодорожном транспорте. Для поддержания нефтяного экспорта в ближайшие 10–15 лет нашей стране потребуются до 55–60 млрд. долл. прямых инвестиций.
В настоящее время Россия обеспечивает 26% потребления и 66% импорта природного газа в страны ЕС. На перспективу российская доля импорта газа может несколько сократиться – примерно до 40%, однако экономическая «ниша» для поставок российского газа в Европу сохранится при любом соотношении сил на энергетическом рынке. Но при условии реализации инвестиционных проектов, стоимость которых на период до 2015 года оценивается в 45–50 млрд. долларов. Ясно, что эти «нефтяные» и «газовые» проекты потребуют серьезных государственных гарантий. Важнейшее условие – доверие мирового капитала к устойчивости политической стратегии России.
ЕС импортирует 40% потребляемого природного газа, при этом более 32% от всего импорта газа – российского происхождения. К 2025 г. спрос стран ЕС может достичь 730 млрд. куб. м, а доля импорта – повыситься с 40% до 70%. Выход из данной ситуации видят в развитии АЭС и поиске новых источниках энергии. Сейчас на ядерную энергию приходится лишь 6% мирового топливно-энергетического баланса и 17% производимой электроэнергии. Главное ограничение – «чернобыльский синдром». Рекламируемая программа ЕС по возобновляемым источникам энергии имеет целью покрыть ими к 2010 г. 20% потребностей в электроэнергии и 12% общего спроса на энергию. Известно, что такие источники станут конкурентными очень не скоро. Но, если атомная энергетика и новые источники не покроют спроса, а энергосбережение не даст результатов, экономика стран ЕС останется заложницей импорта энергоресурсов. И в этом главная угроза энергетической безопасности Европы.
Между тем решения по импорту природного газа из России должны приниматься именно сегодня: цикл освоения месторождений и сооружения транспортных систем – 10–12 лет. Система газоснабжения по технологической основе централизованна. Для ее устойчивости необходимы миллиардные капиталовложения в трубопроводную сеть, функционирование которой зависит от территориальных конфликтов и угроз терроризма. Напротив, нефтяной бизнес зависит от политической стабильности преимущественно на фазе добычи, а пути доставки диверсифицируемы.
Российский газ экспортируется по трубопроводам, которые пересекают границы 14 государств. Через Украину проходят 7 магистральных газопроводов. «Газовый конфликт» с Украиной имел последствиями возрастание тревоги ЕС по поводу устойчивости поставок и породил проект обходного газопровода по дну Балтийского моря проектной мощностью 32 млрд. куб. м и протяженностью до 1500 км. Но данная стройка изменит немногое: совокупная пропускная способность системы увеличится только на 15%.
Поскольку газоснабжение Европы зависит в первую очередь от магистральных трубопроводов Восток–Запад, пересекающих границы новых стран и которым нет серьезной альтернативы, – для энергетической безопасности особенно важна политическая составляющая, а именно механизм согласований межстранового транзита. Пока же такого взаимопонимания не имеется. По мнению ведущих экспертов Запада, основной фактор нестабильности в том, что наше государство не хочет потерять прямой внерыночный контроль над газовым экспортом. Однако политика газового монополизма опасна и для России: страна не слезает с нефтяной «иглы», а теперь к ней добавилась и «газовая». Если цены на нефть быстро упадут ниже 35 долларов за баррель, а газовый импорт сократится, то это может стать кризисом нашей «энергозависимой» экономики.
Итак, для достижения общеевропейской энергетической безопасности не существует значимых технологических и экономических угроз, но лишь политические, вызванные рассогласованием целей государств ЕС и России.
Источник: информационно-аналитический журнал «Газовый бизнес» |
Внешние условия развития газовой отрасли, млрд. куб. м
Показатели | 2005 | 2010 | 2015 | 2020 |
---|---|---|---|---|
1. Внутренний спрос* | 390 | 423–425 | 454–471 | 484–513 |
в т.ч. в зоне ЕСГ | 382 | 412 | 435–445 | 461–483 |
2. Экспорт – в Европу | 153 | 160–162 | 167–176 | 172–180 |
– в страны СНГ** | 50 | 50–49 | 47–50 | 47–51 |
3. Импорт газа | 11 | 49–42 | 61–57 | 64–63 |
4. Транзит газа | 47 | 37–55 | 34–51 | 33–45 |
* Без учета нужд газопровода
** Без транзита газа
Источник: информационно-аналитический журнал ⌠Газовый бизнес■