Диспетчерский пульт атомной станции.
Фото из альбома «Атомные станции России, 2002г.»
Еще советский лозунг «Кадры решают все» как никогда актуален для российской атомной программы. Напомним недавние слова главы Росатома Сергея Кириенко о необходимости строительства в России в ближайшие 25 лет 40 новых энергоблоков. Ведь страна за счет реконструкции и строительства новых реакторов планирует увеличить к 2020 году свои мощности в два с половиной раза до 50 ГВт с нынешних 21 ГВт. Однако ее выполнение зависит кроме всего прочего от наличия специалистов. Но ряд российских ученых характеризуют ситуацию в атомной энергетике как системный кризис. Финансовое состояние отрасли близко к банкротству из-за нерационального использования инвестиционных средств, а отраслевая наука и ее отраслевая база просто деградируют.
Сейчас в России средний возраст ведущих сотрудников НИИ и КБ перевалил за 60 лет. Пришло время говорить не только о потере приоритетов, а прежде всего о потере тех последних «могикан», которые еще могут рассказать молодому поколению, «как они делали атомную энергетику»! Амбициозные планы нового руководства Росатома по восстановлению корпоративной структуры ядерной отрасли, резкому увеличению доли ядерных генерирующих мощностей в России, «захвату» азиатского рынка могут оказаться красивыми словами, если на первое место не будет поставлен тезис – «кадры решают все». На решение проблемы есть максимум 3–4 года. Но мы уже не можем вернуться назад, действовать на основе ранее накопленного опыта по принципу – вперед в прошлое. Подход 1950–1970 годов, когда кадры для предприятий ядерной отрасли большой и хорошей страны готовились «кластерами», с отцовской любовью, лучшими педагогами и учеными в немногих больших городах, сегодня не проходит. Прежде всего нет экспериментальной базы. А кому нужны «бумажные» инженеры?
Куда сейчас направлен вектор? К сожалению, необходимо констатировать – к развалу и утере того, что было нашим уникальным достижением – специализированное, высокопрофессиональное, комплексное ядерное образование с инженерной базой и университетской широтой. Лучшим примером в 1960-е годы был МИФИ. Сейчас Росатом сумел «избавиться» от системы высшего профессионального образования. Все ядерные кафедры и вузы – в том числе МИФИ, ОИАТЭ – переданы в общую систему Минобразования и науки. Очередное «усреднение» вместо роста до лучших образцов. А что происходит в мире? Ведущие ядерные державы и развивающиеся страны учли плодотворный опыт образования – в том числе и в России: на базе ведущих международных ядерных организаций по инициативе МАГАТЭ создана глобальная специализированная система ядерного образования – Всемирный ядерный университет. В рамках регулярной программы МАГАТЭ образована приоритетная программа по сохранению ядерных знаний, прежде всего по самому перспективному направлению – в области реакторов на быстрых нейтронах. По своей сути обе инициативы МАГАТЭ – Всемирный ядерный университет и Сохранение опыта и знаний инновационных разработок в ядерной энергетике (международный проект ИНПРО) – являются логичным развитием инициативы президента РФ на саммите ООН: реализация инновационных технологий невозможна без нового пополнения инженеров и ученых.
Руководители крупнейших ядерных центров (Обнинск, Дмитровоград, Томск, Саров и др) пытаются на местах спасать ситуацию в кооперации с местными вузами. Основные кадры многие из предприятий, прежде всего ЗАТО, готовят сами. Таким образом, мы приходим к выводу о необходимости иметь в стране (срочно создавать) образцовый, многопрофильный научно-образовательный интегрированный центр, способный собрать, сохранить бесценные знания и опыт в наиболее важных, ключевых направлениях, определяющих будущее ядерной энергетики как основы безопасного энергетического развития страны.
По многим критериям город Обнинск будет претендовать на это место. Практически все 12 НИИ Обнинска так или иначе связаны с ядерной тематикой. Причем покрывается почти весь спектр ядерной науки и техники: энергетика, биология, физика атмосферы, химия, медицина, сельское хозяйство. В городе имеется более 12 000 специалистов – из них более 800 кандидатов и докторов наук, более 7500 студентов учатся в вузах города Обнинска. В городе имеется богатейшая экспериментально-технологическая база – более 200 установок. На базе Обнинского Государственного технического университета атомной энергетики (ОГТУАЭ) создана Ассоциация ядерной науки и образования. Она сформирована на общественных началах силами известных ученых-энтузиастов. В Ассоциацию входит РНЦ «Курчатовский институт», РНЦ «Институт теоретической и экспериментальной физики». Первый практический шаг ассоциации – в декабре 2006 года в Обнинске пройдет научная сессия «Ядерные технологии для человека в XXI веке».
Надо активно использовать и развивать для целей обучения, созданное ценой больших усилий, единое информационное пространство Кризисного центра (КЦ) концерна «Росэнергоатом» и Ситуационно-Кризисного центра (СКЦ) отрасли.
Для сравнения стоит упомянуть, что во всех «ядерных» странах созданы и развиваются центры сохранения знаний и опыта – центры ядерного образования: Азиатский в Японии, Европейский. Специальная программа реализуется в США.