Анатолий Чубайс уверен, что РАО «ЕЭС России» создало условия для конкуренции в области генерации электроэнергии.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Чуть больше месяца назад, 2 июня, на расширенном заседании, посвященном проблемам энергетики, президент РФ Владимир Путин официально признал дефицит электроэнергии в качестве фактора, тормозящего развитие экономики. Причина этого дефицита – недостаток инвестиций. В итоге правительство приняло решение выделить РАО «ЕЭС России» 204 млрд. руб. госинвестиций и около 420 млрд. руб. на ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Таким образом, в России, по существу, стартовала реформа электроэнергетики.
Новая стратегия, рассчитанная на реализацию в 2006–2010 гг., предусматривает инвестирование до 15 млрд. долларов в год в конкретные, заранее выбранные проекты. Перечень площадок ввода предусматривает строительство генерирующих объектов мощностью больше 20 тыс. МВт (из них – 12,8 тыс. МВт на объектах, принадлежащих самому РАО «ЕЭС России»), а также 54 тыс. км линий электропередачи.
Руководство РАО «ЕЭС России» сравнивает эту программу с планом ГОЭЛРО. Основания для этого имеются. Но в отличие от «плана электрификации всей страны», ГОЭЛРО-2 предусматривает создание стимулов для частных инвесторов, желающих прийти в конкурентный сектор энергетики. Заметные перемены должны произойти и в составе собственников/управляющих энергокомпаниями, и в принципах формирования тарифов.
Более подробные пояснения относительно нового курса были даны Анатолием Чубайсом на традиционной конференции «РАО «ЕЭС России» – открытая компания», завершившейся недавно в Санкт-Петербурге. Итак, что ждет отечественную электроэнергетику – комментарии главного энергетика России.
Сбытовым компаниям нужны хозяева
Итак, РАО «ЕЭС России» создало условия для конкуренции в области генерации. Теперь мы желаем получить ответ на вопрос, возможна ли конкуренция среди сбытовых компаний. Мы приняли решение осуществить 10 пилотных проектов, предусматривающих различные варианты распределения акций. Часть компаний будет передана в доверительное управление губернаторам, часть главам городов, часть – генерирующим компаниям. Одну из сбытовых компаний – ярославскую – мы намерены продать абсолютно прозрачно. Если мы продадим ярославскую компанию и если ее работа после продажи будет удачной, есть смысл развернуть в этом направлении большинство сбытов.
Тарифы подрастут, но ненамного
Еще один неотложный вопрос – поиск механизма привлечения инвестиций в региональные сетевые компании (РСК). Для Федеральной сетевой компании стратегия уже найдена. Другое дело – РСК, здесь масштаб задачи в десять раз больше, потому что стоимость активов распределительных сетей больше в разы. Мы считаем, что для привлечения инвестиций в РСК необходимо кардинально изменить методику тарифообразования. Наши расчеты показывают, что тарифный рост будет сопоставим с уровнем инфляции. Здесь не надо ничего придумывать, все, что существует в мире, применимо и к нам. Наша стратегия содержит только два отличия. Первое – продление срока действия тарифов, которые должны устанавливаться раз в 5 лет, самое меньшее раз в 3 года. Второе отличие – включение внутрь тарифа механизма возврата инвестиций. Эта стратегия позволит обеспечить финансовый прорыв за счет долгосрочных кредитов, а не частных инвестиций. Скорее всего мы не успеем запустить эту систему в 2007 году, но можем успеть к 2008-му.
Энергетику ориентируют на уголь
Еще один объект приложения сил – угольная промышленность, в которой сложилось парадоксальное положение. С одной стороны, очевидны финансовое оздоровление, реальные инвестиции, рост выработки на одного рабочего, который стал выше в 1,5 раза по сравнению с лучшими советскими временами, снижение травматизма, в том числе со смертельным исходом. С другой стороны, налицо стабилизация объемов добычи, в последнее время – их сокращение. Очевидно, базовая причина этой диспропорции – «неправильная», заниженная цена на газ, которая идет во вред угольной отрасли. И все-таки мы пойдем в уголь, и в перечне проектов на 20 тыс. МВт есть и угольные. Но это будет совершенно другое качество генерации, КПД, равный не привычным 32%, а 42–46%, новые технологии, новое оборудование, которое еще не производится, но со временем будет производиться в России.
Одна из выбранных нами производственных площадок – «Силовые машины». Здесь создается газотурбинный дивизион, который будет работать вместе с «Siemens», лидером в производстве газовых турбин и миноритарным акционером «Силовых машин». Но это не значит, что мы дадим «Силовым машинам» заказ на любых условиях вне зависимости от цены и качества. Если они не сумеют справиться с заданием, на предприятии будет другой менеджмент.
Гидро-Кавказ
Мы поворачиваемся лицом не только к углю, но и к гидроэнергетике, которая будет развиваться, в частности, в республиках Кавказа. Начался этот процесс с Дагестана, который является, возможно, самым передовым регионом России по малым ГЭС. Для достижения этой цели внутри ГидроОГК создается специальное подразделение по развитию проектного строительства малых ГЭС. Наши задачи – определение створов, разработка как минимум первого рабочего проекта, выбор оборудования и его заказ.
Санкт-Петербург