Гиганты электроэнергетики решают проблему гигантов промышленности, но не населения.
Фото из альбома «Росэнергоатом-2002»
Говоря о развитии электроэнергетики на перспективу 20–50 лет, тем самым фактически определяя ключевые вопросы развития и самого существования России, необходимо гармонично увязать перспективу с теми задачами, которые должны решаться в стране сейчас и которые связаны с генерацией, передачей, распределением и, главное, рациональным использованием электрической энергии.
В качестве исходной посылки следует признать, что концепция всеобъемлющего и планового монополизма, опирающаяся на гигантоманию, уже к 60–70-м годам устарела. В 80-е годы концепция индустриализации, восходящая к планам ГОЭЛРО, стала тормозом, порождающим ошибки на государственном уровне, а в 90-е привела к распаду страны.
Выход из кризисного состояния, в частности для электроэнергетики, видится в реструктуризации, основанной на рыночных отношениях. Тогда уместен вопрос о разработке концепции Государственного плана рыночной электрификации России (ГОРЭЛ) как неизбежной составляющей перехода России к постиндустриальному обществу в условиях глобализации экономики.
Основывать такой план сейчас и на перспективу, опираясь только на углеводородное сырье, в особенности на нефть и газ, на строительство гигантских ГЭС, на атомную энергетику, значит, принять ошибочное направление развития. Конечно, Богучанская ГЭС решит проблемы алюминщиков, но не коренного населения, как не решила ЛЭП 500 кВ от Саяно-Шушенской ГЭС проблемы стойбищ и туристических баз Горной Шории.
Дело не только в том, что единственный гигант не может обеспечить надежное обеспечение региона. Ведь и принятый план Чубайса–Лужкова об энергообеспечении Москвы, правильный в своей основе, не решает главного вопроса, сформулированного в 20-е годы: сделать всю страну электрифицированной.
Сегодня без электричества – 2/3 территории России. Речь идет о 9 млн. человек, а поговаривают и о 15 (ведь для гиганта отдельный потребитель мощностью 1–5 кВт вроде бы и не существует). И это не только отдаленные и северные территории, но и Центр, Северо-Запад, Урал, Сибирь, питающиеся по одной линии, где 30% проводов не обеспечивают пропускную способность и имеют повышенные потери. Длину более 25 км при оптимальной длине 8–12 км имеют 13,3% линий (а есть 50 км и больше). Качество энергии у 35% потребителей глубинки ниже требующихся нормативных. Перерывы электроснабжения, составляющие 70–100 ч, исключают возможность товарного производства.
Существо происшедшего в стране в ХХ в., с рассматриваемой точки зрения, сводится к тому, что в 30-е годы прошлого века было уничтожено свыше миллиона ветряных и водяных мелких мельниц при раскулачивании (что сочеталось с закрытием церквей); в 50–60-е годы было закрыто 6,5 тыс. средних электростанций глубинки, что повлекло к исчезновению интеллигенции (объявление сел неперспективными).
Федеральный закон «Об электроэнергетике» определил понятия «субъект электроэнергетики» и «потребитель электрической энергии». Но в законе отсутствует классификация потребителей, их всех уравняли.
Фактически же потребители существенно различаются и социально, и технически. Из 45 млн. абонентов 90% – мини-потребители, питающиеся от сети на низком напряжении; 9% – мелкие, питающиеся от трансформаторов 6–10 кВ; 0,9% – средние, питающиеся от собственных распределительных подстанций 6–10 кВ. Наконец, 0,1% – крупные потребители, питающиеся на напряжении 35–330 кВ, контактирующие непосредственно с РАО «ЕЭС России».
Качественное различие заключается во взаимоотношениях с энергосистемой и инвестиционном обеспечении получения электрической энергии. Обычно при расчетах стоимость 1 кВт генерирующей мощности принимают равной 800–1000 долл. США. И если для элитного коттеджа сооружение трансформатора 10/0,4 кВ или для алюминиевого гиганта, готового вложить 1 млрд. долл. в достройку Богучанской ГЭС, эта цена приемлема, то для мини-потребителя малого бизнеса с нагрузкой 10–20 кВт, для отдельной избы в глубинке, заявившей 5 кВт, заплатить несколько тысяч долларов – нереально.
Следует учитывать и существующую устойчивую мировую тенденцию – использование вторичных возобновляемых источников энергии. На 30-летнюю перспективу это 20% для США за счет ветровой, солнечной, геотермальной энергии, энергии биомассы.
Поэтому, говоря об энергетической стратегии и новом плане электрификации, мы выделяем три крупных раздела:
1. Программа строительства крупных электростанций, федеральных (до 500–750 кВ, но ни в коем случае не 1150 кВ) и региональных электрических сетей; систем диспетчеризации и распределения.
2. Разработка государственной системы энергосбережения, не зависящей от субъектов электроэнергетики, но стимулирующей изготовителей электрооборудования и потребителей электрической энергии.
3. Программа электрификации глубинки и организации малой энергетики, в том числе и во всех городах.
Таким образом, речь идет о плане, аналогичном ГОЭЛРО с той точки зрения, что он должен быть ориентирован на потребности всего населения России и учитывать не только собственно обеспечение электрической энергией каждого потребителя, но и комплексное решение всех смежных вопросов.