Страны «большой восьмерки» – основные потребители энергоресурсов в мире и обладают значительными финансовыми возможностями и технологиями, необходимыми для развития мировой энергетики. Их экономика определяет ситуацию на рынках энергетических ресурсов и регулирует процессы, происходящие в мировой экономике.
Россия занимает особое место среди поставщиков энергии с точки зрения объемов запасов, транзита энергоресурсов и стабильности поставок. Мировой энергетический рынок немыслим без России, которая занимает второе место в мире по экспорту нефти и первое по международной торговле природным газом. В этой связи главная причина, по которой тематика энергобезопасности была вынесена нами в качестве ключевой на саммит G8 в Санкт-Петербурге, заключается в том, что благосостояние, образ и качество жизни огромного числа людей, само устойчивое социально-экономическое развитие мира напрямую зависят от доступа к энергии, система обеспечения которой стала глобальной.
На саммите в Санкт-Петербурге по итогам российского председательства в «восьмерке» предполагается одобрить совместную политическую декларацию по энергобезопасности, где будут сформулированы совместные цели и задачи, а также конкретный план действий по их реализации.
Борьба за энергобезопасность
Энергетика – ключевая отрасль для многих стран мира в экономическом, социальном и политическом плане, и поэтому топливно-энергетический комплекс (ТЭК) находится под особым присмотром государства и довольно жестко регулируется независимо от форм собственности компаний энергетического профиля.
Рост степени интернационализации и глобализации энергетики как отрасли, а также усиление энергетической взаимозависимости большинства стран все больше подтверждают тезис о невозможности самостоятельно обеспечить национальную энергетическую безопасность. Это привело к необходимости обеспечения международной энергетической безопасности на региональном и глобальном уровнях. Энергетическая безопасность во многом определяется положением на мировых энергетических рынках, которые все более отчетливо приобретают глобальный характер.
Сегодня ситуация на мировых рынках нефти и газа характеризуется следующими важнейшими обстоятельствами.
Прежде всего происходит резкий рост потребностей некоторых развивающихся стран в нефтегазовых ресурсах (Индия, Китай, Бразилия и др.), а также увеличивается разрыв между объемами потребления и объемами производства нефти и газа в экономически развитых странах. В мире ощущается недостаток нефтеперерабатывающих и транспортных мощностей и ограниченность дополнительных мощностей по добыче нефти. В нынешнем состоянии рынок нефти характеризуется недостаточной транспарентностью, а следовательно, недоинвестированием в различные сектора ТЭК.
Еще одна проблема – состояние ресурсной базы традиционных нефти и газа. В этой связи нередко задается вопрос, а не видно ли дно «бочки с нефтью», что привносит нездоровый ажиотаж в политику некоторых стран.
В настоящее время наблюдается развитие конкуренции на этих рынках, что приводит к дальнейшей активизации деятельности на них международных компаний и обострению конкурентной борьбы. Нередко ставится вопрос о том, не перерастет ли эта конкуренция в битву за нефтегазовые ресурсы. Одновременно усиливается межгосударственное взаимодействие в энергетической области, чтобы избежать резких ценовых колебаний, предотвратить взаиморазрушающую конкуренцию, обеспечить стабильность и предсказуемость ситуации на энергетических рынках. Это взаимодействие поможет избежать конфликтных ситуаций в борьбе за ресурсы.
От развития этих процессов, реальной участницей которых становится Россия, в немалой степени зависят экономическое благополучие, политическая стабильность и экологическое состояние мирового сообщества в ХХI веке. Россия занимает объективно влиятельное положение в качестве великой энергетической державы, поскольку обладает значительными запасами энергоресурсов, промышленным и интеллектуальным потенциалом для развития энергетики, включая ее ядерный компонент. Кроме того, уникальное географическое положение России существенно укрепляет ее геополитические позиции в мировой энергетике. В последнее время все более очевидным становится важная роль России в решении проблем энергетической безопасности в глобальном плане.
Вначале была тройка
По инициативе Д. Рокфеллера в 1973 г. в рамках созданной «трехсторонней комиссии» была разработана концепция решения глобальных энергетических проблем. В комиссию входили влиятельные бизнесмены, ученые, государственные деятели из трех основных энергопотребляющих регионов: Северной Америки, Западной Европы и Японии. Международная политика «трехсторонней комиссии» в энергетической, торгово-экономической и финансовой сферах стала основой деятельности образованной в 1975 г. «группы семи», которая являлась весьма влиятельным и авторитетным институтом межгосударственных отношений ведущих стран мира.
До второй половины 90-х годов специальных встреч министров энергетики «группы семи» не проводилось, хотя энергетическая проблематика продолжала оставаться в повестке дня саммитов. Это связано с тем, что многие проблемы развития мировой энергетики, включая глобальный диалог потребителей и производителей, находятся в центре внимания Международного энергетического агентства (МЭА).
После присоединения к «группе семи» России она превратилась в «восьмерку», и энергетическая проблематика стала более активно обсуждаться в рамках этого элитного клуба. По российской инициативе на саммите 1997 г. в Денвере было принято решение о проведении в Москве весной 1998 г. встречи министров энергетики восьми стран по проблемам мировой энергетики. Затем по инициативе США в мае 2002 г. в Детройте была проведена вторая встреча министров энергетики «восьмерки». В марте 2005 г. в Лондоне состоялся круглый стол министров энергетики и экологии стран G8, на котором обсуждались экологические проблемы развития мировой энергетики. В марте 2006 г. в Москве была организована третья встреча министров энергетики «восьмерки», в повестке дня которой основное место было уделено проблемам энергетической безопасности в рамках подготовки саммита в Санкт-Петербурге.
Место в «восьмерке»
Россия обладает значительными запасами энергетических ресурсов и является великой энергетической державой, в том числе среди стран «восьмерки». При этом Россия занимает уникальное положение в экономике мира, что существенно влияет на ее глобальные приоритеты в мировой энергетической политике и дипломатии.
Россия входит в группу ведущих нетто-экспортеров энергетических ресурсов, и в то же время, интегрируясь в мировую экономику, она стремится стать активным членом группы промышленно развитых государств, большинство которых – нетто-импортеры энергетических ресурсов. Внешнеэкономические интересы этих стран, в том числе входящих в «восьмерку», сводятся к обеспечению долгосрочных и надежных поставок импортных энергоресурсов по разумно низким ценам.
То, что интересы этих двух групп стран не совпадают, в очередной раз подтверждают события на мировых энергетических рынках последних лет. Поэтому Россия, отстаивая собственные интересы на энергетическом направлении своей дипломатии, имеет возможность объективно учитывать интересы обеих групп стран, стремясь обеспечить их баланс.
Основными глобальными энергетическими проблемами, к которым Россия привлекает внимание своих партнеров по G8, прежде всего являются происходящие сегодня процессы, приводящие к изменению состава и структуры угроз энергетической безопасности, стремлению от энергетической независимости к растущей взаимозависимости экспортеров и импортеров энергоресурсов, глобализации мировых энергетических рынков. Более отчетливой становится тенденция трансформации создаваемых в настоящее время региональных систем энергетической безопасности в глобальные.
Сегодня значительный интерес к сотрудничеству с Россией в рамках «восьмерки» в сфере энергетики проявляют семь промышленно развитых государств, что позволяет нашей стране занять приоритетное место в энергетической дипломатии ведущих стран мира.
Источник: С.З. Жизнин. «Энергетическая дипломатия России». М.: 2005 г.
Доля стран G8 и ЕС в запасах, производстве, потреблении, импорте и экспорте энергетических ресурсов (% в 2004 г.)
Название | Доля в мировых доказанных запасах | Доля в мировом производстве | Доля в мировом потреблении | Доля в мировом импорте | Доля в мировом экспорте |
---|---|---|---|---|---|
Нефть | 2,5 | 8,5 | 24,9 | 26,8 | 2,1 |
Газ | 2,9 | 20,2 | 24,0 | 16,3 | – |
Уголь | 27,1 | 20,8 | 20,3 | – | 12 |
Евросоюз | |||||
Нефть | 1,2 | 4,7 | 18,3 | 23,7 | – |
Газ | 2,5 | 10,1 | 16,0 | 52,2 | – |
Уголь | 7,4 | 0,4 | 14,4 | 24,9 | – |
Япония | |||||
Нефть | Незначительно | Незначительно | 6,4 | 10,8 | – |
Газ | Незначительно | Незначительно | 2,7 | 3,3 | – |
Уголь | Незначительно | Незначительно | 4,3 | 14,5 | – |
Канада | |||||
Нефть | 1,4 | 3,8 | 2,6 | – | 4,5 |
Газ | 0,9 | 6,8 | 3,3 | – | 19,2 |
Уголь | 0,7 | 1,3 | 1,1 | – | 1,9 |
Великобритания | |||||
Нефть | 0,4 | 2,5 | 2,1 | – | 2,4 |
Газ | 0,3 | 3,6 | 3,6 | – | 1,1 |
Уголь | - | 0,6 | 1,4 | 2,4 | – |
Франция | |||||
Нефть | Незначительно | Незначительно | 2,5 | 4,2 | – |
Газ | Незначительно | Незначительно | 1,7 | 7,2 | – |
Уголь | Незначительно | Незначительно | 0,4 | 4,1 | – |
ФРГ | |||||
Нефть | Незначительно | Незначительно | 3,3 | 6,5 | – |
Газ | 0,1 | 0,6 | 3,2 | 12,3 | – |
Уголь | 0,7 | 2,0 | 3,1 | 5,4 | – |
Италия | |||||
Нефть | 0,1 | 0,1 | 2,4 | 3,9 | – |
Газ | 0,1 | 0,5 | 2,7 | 10,1 | – |
Уголь | Незначительно | Незначительно | 0,6 | 2,3 | – |
Россия | |||||
Нефть | 6,1 | 11,9 | 3,4 | – | 7,5 |
Газ | 26,7 | 21,9 | 15,0 | – | 29 |
Уголь | 17,3 | 4,7 | 3,8 | – | 2 |