Музыканты мира: Биографический словарь. Составители М.В. Есипова, О.В. Фраенова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002, 527 с.
Впервые в "Большой Российской энциклопедии" выпустили музыкально биографическое издание. Нет, была "Музыкальная энциклопедия". Был, с другой стороны, музыкальный словарь Гроува, чрезвычайно авторитетное издание, которое переиздается уже больше ста лет, дописывается и дополняется. Словарь Гроува - один из самых авторитетных музыкальных справочников. За тысячу страниц и за столько же рублей, между прочим.
А вот издание, о котором идет речь, чисто биографическое. Тем и интересно. Тем более что в этом приличном справочном издании есть ударения - вещь немаловажная для любителя музыки, а особенно для неофита, пользующегося только записями. В словаре Гроува ударений, скажем, не было.
Беда немного в другом. Очень полезный словарь выпущен небрежно, хотя небрежности эти, а то и просто опечатки исправляются недолгой редакторской работой. Вот фамилия итальянского пианиста, скрипача и органиста Артуро Бенедетти Микеланджели написана в одном месте правильно, с ударением на "а", в другом месте это ударение падает почему-то на последний слог. На одиннадцатой странице среди партий Тео Адама появляется невиданная "Лепорелло ("Свадьба Фигаро")", а чешский композитор Ян Людвиг Прохазка укоротил жизненный путь до (1873-1888). Получается, что он довольно много успел за пятнадцать лет: побыть хормейстером в Праге, преподавать фортепиано в Гамбурге, написать две симфонические поэмы, хоры и обработать десятки славянских народных песен. А также выходит, что Бруно Вальтер был ассистентом Густава Малера в Венской опере с 1901 по 1912 год. Но, позвольте, Малер умер в 1911-м! Как и чему ассистировал тогда Вальтер этот последний год, не говоря уж о том, что Малер уехал в Нью-Йорк еще раньше, в 1907-м?
Это какая-то замогильная арифметика.
Ну а российский пианист Алексей Наседкин, согласно этому словарю, получил первую премию на Международном конкурсе Чайковского (1962, Москва), хотя известно, что у него была там шестая премия.
А уж то, что составители словаря пишут фамилию Шопена как Shopin, а не традиционно Chopin, кажется совсем мелочью.
Но теперь мы произнесем обескураживающие слова. Несмотря ни на что, это нужный и полезный словарь. И все из-за того, что словарь с неточностями, все же лучше, чем ничего, чем отсутствие справочника. Справочных изданий по симфонической музыке исчезающе мало, их очевидно недостаточно, рынок не стимулирует их издание.
Сейчас большим спросом пользуется (и соответственно славится своим денежным оборотом) несколько иная музыка. Поэтому в эту книгу попадают музыканты другого слоя - от Жака Бреля, французского шансонье, и Владимира Дашкевича. Или появляется на этих страницах Александр Малинин (род. 1958), "российский эстрадный певец, народный артист РФ (1997)..."
Формально все требования соблюдены. Действительно, эстрадные звезды - настоящие, полноправные музыканты и поизвестнее многих будут. И это правильно, потому как довольно сложно вводить в музыке дополнительные деления на тех и на этих, на массовую культуру и высокую классику. Это дело отдельных работ и отдельных справочников. Однако критерий формирования словника хорошо бы и огласить.
Спасибо, что есть этот - маленький, почти карманный, с огрехами и недоработками (может, переиздадут и почистят, доведут до ума) томик. Хоть этот. В нем ведь не только собственно музыканты, но и музыковеды, музыкальные критики, оперные режиссеры, мастера музыкальных инструментов, антрепренеры и меценаты.
Свыше трех тысяч статей, кстати говоря.