Современная энциклопедия Аванта+. Мода и стиль. Главный редактор В.А. Володин. - М.: Аванта+, 2002, 480 с.
Энциклопедий моды за последнее время издали достаточно - все они больше напоминают то, что называется "альбомы по искусству": зеркалят бумагой, улыбаются манекенщицами с фотографий и на разные лады транскрибируют чужие фамилии, подобно турецким кожевникам и портным - путаясь в именах модельеров и названиях фирм.
Этот же том сделан на хорошем уровне - это действительно энциклопедия, иллюстрированная, но вполне проверенная. Издательство ходит со своих привычных козырей - приличные картинки и приличный, можно сказать,текст.
Просто во множестве "модных" изданий язык экспортируется из модных журналов не первой свежести, живет на уровне представлений о буржуазности начала 90-х годов прошлого века.
Тут несколько иначе - первый, чисто исторический раздел заканчивается так вообще апокалиптически: "Русские сезоны в Париже явились на усталом небе конца столетия подобием щедрого, яркого фейрверка. Но когда погасли его огни, приблизились сумерки Первой мировой войны, а за ней наступила ночь революции".
Такие пассажи можно произносить со сцены.
Ну мир, и мир моды в частности, не погиб. Модная жизнь и красивые тряпочки неистребимы - просто пришел черед менять раздел книги на следующий - "Модную индустрию".
Которая начинается родоначальником от-кутюр Чарльзом Вортом (1825-1895). Он одевал госпожу Меттерних и жену Наполеона III Евгению Монтихо, он сформировал стиль новой знати.
Ворт среди прочего придумал и специальное устройство для изменения расположения металлических колец - кринолинного каркаса. В середине уже позапрошлого для нас века носили до восьми юбок одна на другой. Потом появились эти кольца, а кринолин Ворта позволил дамам ограничиться одной-двумя нижними юбками. Тоже ведь революция.
Издавна платье строилось, как дом. Так строится оно и сейчас - с той только разницей, что никелевая хибара мало похожа на ампирный дворец.
За Вортом вдоль страниц следуют Поль Пуаре, поразивший парижан роскошью и утонченностью театрализованного праздника "Тысяча вторая ночь, или Торжество по-персидски", Мадлен Вионне, Рене Лалик, Габриэль Шанель - от них к Рабанну и Версаче, к разноцветным бабочкам Ханаэ Мори.
"Революция молодых", суета 50-60-х годов, развинченная шарнирная Твигги, постмодернизм 70-х, дряблые ляжки панков на рекламе бутика "SEX", авангард русский - с голым черепом Родченко и авангард японский образца тех же 70-х, нью-йоркский минимализм конца века, голые манекенщицы с кошками на руках, отвергающие натуральный мех. Лара Крофт, в руках которой уже отнюдь не веера, а два ствола, бьющих без промаха. Эти пистолеты, между прочим, уже стали деталью одежды и компонентой стиля. Мэрлин Монро, которой подражали все, Грета Гарбо, которой невозможно подражать, и Дженис Джоплин, подражать которой было опасно.
Мода - это и часы, двигающие причудливыми стрелками, будто Сальвадор Дали - усами, золотое сечение и тайный клуб последователей математика Фибоначчи в портняжном деле - суета сует, ярмарка тщеславия, буйство красок и половодье чувств.
Авторы энциклопедии рассказали и такую историю - в 1967-м в Дом Кристиана Диора пришли унылые французские текстильщики. Доходы текстильщиков упали из-за моды на мини. И теперь текстильщики хотели, чтобы Марк Боан создал коллекцию приемлемой длины, чтобы ткань покрыла колени, а доходы - расходы. Коллекцию сделали. И она с треском провалилась. Потому что не надо "нормально" и "приемлемо", а надо так, как хочет суета человеческих желаний и их ярмарка. Потому что нет слова "приемлемо" на том острие моды, где создается новое. Нет рационального объяснения суете желаний.
Это уже известно.
Ну, а еще известно, что книга о моде и стиле - лишь первый том в трехтомнике "Современной энциклопедии". Посмотрим, какие тома придут вслед за ней.