История Средних веков. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000, 800 с.
ОДИН ОЧЕНЬ уважаемый ученый отказался как-то переехать в Америку, заявив, что не может жить в стране, в которой не было Средневековья. Время это притягательно не только для человека Западной Европы, у которого во дворе уцелевший от перестройки собор, а на центральной площади семисотлетняя ратуша. Притягательно это время и для русского, хотя обыватель чаще всего ассоциирует сам термин именно с Западной Европой. Причем обыватель только во вторую очередь вспоминает наши кровавые усобицы, возникающие и распадающиеся княжества. В этом издании 'Руссики' действительно нет России - о ней предполагается выпустить отдельный том. Но именно замки, общая угрюмость, инквизиция, костры, в общем тот стереотип, который связан с выражением 'мрачное Средневековье', - удивительно живуч. Конечно, никакое время не является особенно мрачным, кроме того, в котором живешь.
Вот история храмовников, известных больше как тамплиеры, пришедших в массовую культуру России вместе с бумом макулатурного книгоиздания - 'По легенде, Моле на костре проклял короля, папу и других своих гонителей; их скорая смерть и слухи, окружавшие деятельность Ордена, стали источником позднейших легенд о тайнах тамплиеров, чему немало способствовали закрытость Ордена и обычай хранить в тайне его внутреннее устройство'. Между прочим, недобитые тамплиеры были потом приняты в масонские ложи йоркского обряда. Все это рассказывается на вполне доступном языке, все-таки 'Руссика' - энциклопедия, ориентированная на детей.
По этой же причине в увесистом томе 'Руссики' традиционно много иллюстраций - вот особенно мной любимые 'Девы неразумные' с северного портала Магдебургского собора, вот гербы университетов, вот печать города Парижа, а вот вид Тары с птичьего полета. Тара, между прочим, довольно мистическое место, столица древней Ирландии до восьмого века, от которой нынче осталось немного - холмы да круги в траве.
Авторы включили в издание множество биографий ученых. Средневековье, как ни парадоксально для массовых стереотипов, было временем развития мысли, абстрактного мышления, наконец.
Много чего есть в этой книге. Нет почему-то только одного - определения Средневековья. Нет, версий в мире существует много, различны и хронологические шкалы, и деления на эпохи. В знаменитой некогда книге Федоровой 'Люди императорского Рима' говорилось: 'Воины Одоакра, чувствуя свою мощь, подняли восстание и провозгласили его повелителем Италии. Орест был убит. Ромул Августул низложен. 23 августа 476 г. считается последним днем Западной Римской империи'. Из этого делался вывод: 'Античный Рим подошел к концу; наступило Средневековье'.
А Анатоль Франс пересказывал легенду о найденной в 1485 году могиле прекрасно сохранившейся девушки, надпись на саркофаге которой гласила: 'Юлия, дочь Клавдия'. И с этого, дескать, и началось Возрождение. Впрочем, дело не в том, что нужно пересказывать легенды. Можно, как и в разделе 'История Западной Церкви' хронологической таблицы, приведенной в конце тома, завершать события Папой Александром IV - в других странах и в других разделах таблицы финальные события другие. Жаль только, что в хронологической таблице, отсчитывающей время с 315 года, восстание Одоакра вовсе не упоминается, нет его и в словнике. Не повезло Одоакру и в предыдущем томе 'История Древнего мира', но там про него есть строчка.
Определять границы эпох - занятие неблагодарное, но все же хотелось узнать, что же такое интуитивно понимаемый термин 'Средневековье'.