Маргот Хильмисс. Автомобили. - М.: Планета детства, Астрель, АСТ, 2000, 40 с.
Руководитель одной радиостанции, ориентированной на автомобилистов, как-то отказался от вставок в передачи типа "как самому отрегулировать карбюратор". Он вполне справедливо аргументировал это тем, что большая часть его слушателей не вполне ясно представляет, где находится у их машины двигатель. Незнание внутренностей самодвижущегося экипажа давно перестало быть прерогативой женщин из анекдотов.
К сожалению, популярных книг у российского читателя по этому поводу нет, то, что рассказали в автошколе (если права, конечно, не куплены), быстро выветрилось. Между "продвинутым" читателем, в доме которого повсюду валяются автомобильные журналы, и человеком, что пользуется услугами личного шофера, зажато довольно большое количество машиновладельцев с неудовлетворенным спросом на примитивную аппаратную информацию.
Вот и остается надежда на детские книжки. В них, как и положено, все начинается издалека - с паровой тележки Кюньо, с "Форда-Т" - "Tin Lizzy", "Жестяной Лиззи", что раскатилась по дорогам тиражом в пятнадцать миллионов экземпляров. Да, именно с истории там все начинается. Но потом дело доходит, как и в этой книжке, до разницы седана и кабриолета, приводного вала и тормозных колодок, до принципиальных схем электроцепей и аэродинамических свойств кузовов.
Доходит дело до простых объяснений вроде: "Что у автомобиля под капотом? Под капотом у автомобиля находится большой металлический блок причудливой формы. Это - блок цилиндров двигателя, или мотор. Так как при езде двигатель нагревается, его нужно охлаждать. Для этого существуют радиатор и вентилятор. Генератор и аккумулятор производят электрический ток, без которого нельзя завести мотор". Ну и тут же рядом это все нарисовано - в стандартном расположении и комплектации.
А потом следует рассказ о переднем и заднем приводе, потом о коробке передач...
Здесь есть и рассказы о "Фольксвагене-жуке", детище Фердинанда Порше, и о его французском аналоге "Ситроене-20СV". (Французский "Фольксваген", прозванный "утенком", был так популярен в свое время, что его можно было купить, только отстояв несколько лет в очереди, - точь-в-точь, как в недавнее время наши машины.) Ну в общем, такой образовательный набор для самых маленьких. Понятно, что читатели этой книги сами за руль сядут не скоро. Они пока ездят. Но водить они начнут не в принципиально новых условиях - потому что подержанные машины, которые купят некоторые из них, именно сейчас съезжают с конвейера. Эти маленькие читатели, став большими, еще будут пользоваться машинами с традиционной коробкой и прочими разностями.
А нынешние взрослые "чайники", такое впечатление, останутся на голодном пайке популярной литературы об автомобилях.
Выпустить бы комиксы, описывающие работу автомобильной утробы. Может, они где-то и есть, только не на виду.