0
6865
Газета Наука и Образование Печатная версия

26.12.2023 12:00:00

4. Стартовал эксперимент по изменению уровней высшего образования

Процедура поступления в вузы не изменится, но появятся новые программы и стандарты обучения

Тэги: вуз, высшее образование, профобразование, магистратура, аспиратура


вуз, высшее образование, профобразование, магистратура, аспиратура Фактически магистратура признается необязательным вектором в получении высшего образования, поэтому она будет не во всех вузах. Фото агентства «Москва»

На официальном интернет-портале правовой информации 5 мая был опубликован указ президента России Владимира Путина «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования». Документ предусматривает запуск пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования. Реализация проекта охватит 2023–2026 учебные годы. Он предусматривает два уровня высшего образования – базовое и специализированное (магистратура). Сроки обучения: базовое – от четырех до шести лет (в зависимости от направления, специализации, будущей профессии и т.д.); специализированное высшее, магистратура – от одного до трех лет (в зависимости от направления, специализации, будущей профессии и т.д.). Аспирантура (адъюнктура) выделена в отдельный уровень профессионального образования.

С 1 сентября началась обкатка национальной суверенной системы высшего образования РФ. С этого момента в шести ведущих российских вузах стали обучать по-новому. Участники проекта: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, Московский авиационный институт, Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС», Московский педагогический государственный университет, Санкт-Петербургский горный университет, Национальный исследовательский Томский государственный университет.

Фактически магистратура признается необязательным вектором в получении высшего образования. Поэтому она будет не во всех вузах. Отбор научных и образовательных организаций, где появятся возможности и условия для магистратуры, станет жестче. Соответственно и правила приема в магистратуру будут меняться в сторону более строгого контроля.

Больше всего от новой системы образования ждали изменений в процедурах приема. Ходили даже слухи о возврате традиционных экзаменов при поступлении в вуз. Ничего этого сегодня не обещают. И процедура поступления в вузы практически не изменилась. Речь идет только о разработанных новых программах и новых стандартах.

Что проверят опытным путем в ходе эксперимента? Например, могут ли специализированное гуманитарное образование получать выпускники с естественно-научным или техническим базовым. Пришел поступать в магистратуру по креативным индустриям человек с техническим образованием – возможно ли такое? Или можно ли отходить от понятия «профильная/непрофильная магистратура», сделав фокус на междисциплинарности. Тем более что сейчас востребованы специалисты-многозадачники. Об этом все чаще говорят агентства по подбору кадров.

Новая система высшего образования в РФ должна отвечать вызовам времени. В частности, учитывать, что человек сегодня должен учиться в течение всей жизни. И поэтому все чаще напоминают о гибкости сроков обучения.

Одним словом, вузам-экспериментаторам поставлена задача найти баланс между фундаментальностью и прикладным характером образования. И в конце концов ответить на один из главных вопросов: а зачем нужно получать высшее образование в XXI веке? Для каких целей? 


Читайте также


Стимулирование, которое ничего не стимулирует

Стимулирование, которое ничего не стимулирует

Рейтинги вузов и научных организаций ничего дать не могут, кроме материала для отчетов чиновников

0
14160
Технологический прорыв без математики невозможен

Технологический прорыв без математики невозможен

Наталья Савицкая

Правительство задумалось о качестве преподавания одного из основных школьных предметов

0
12154
Наука ждет новых героев

Наука ждет новых героев

Владимир Полканов

Абитуриентам помогают в выборе будущей специальности

0
19733
Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
18623

Другие новости