0
2376
Газета Образование Печатная версия

16.04.2025 18:26:00

Легко ли быть "экранным наставником"

Результативность онлайн-урока зависит не только от качества программного обеспечения, но и от психофизиологии общения

Тэги: дистанционные уроки, онлайн урок, эффективность, педагог, навыки, проблемы, психологиическая дистанция, советы


дистанционные уроки, онлайн урок, эффективность, педагог, навыки, проблемы, психологиическая дистанция, советы Психологи советуют во время проведения дистанционного урока правильно обустроить рабочее место. Фото РИА Новости

Результативность урока не зависит от того, в какой форме он дан – онлайн или офлайн. Как и традиционное занятие в классе, онлайн-урок может быть эффективным, а может и нет. Все зависит от педагога, четкости его планирования и целостности структуры занятий, считает известный физиолог Марьяна Безруких. При этом вроде бы сама форма проведения урока не нарушена. Ученик сидит и слушает, а учитель рассказывает или задает вопросы.

Сегодня мало кто говорит о том, что прообразом современного онлайн-обучения послужило просветительское вещание в СССР. Старшее поколение хорошо помнит образовательную программу на советском ТВ. Особенно запомнились уроки иностранных языков: английского, итальянского, немецкого, испанского и французского. Даже сейчас записи этих программ гуляют по интернету и вызывают интерес.

Но тогда уроки по ТВ вели талантливые люди, которых специально отбирали и готовили. А вот современные педагоги просто вынуждены были стать «экранными учителями» из-за пандемии. И некоторым это понравилось настолько, что они и сегодня продолжают такой вид обучения практиковать. Но онлайн-формат требует от педагога иных навыков, чем при очной работе в школе. Потому что урок в этом случае протекает при особых условиях.

Прежде всего отметим зачастую недружественный интерфейс программного обеспечения (ПО) для удаленного общения. Программа Zoom вспоминается с тоской. С учетом того что контингент школьных учителей в России – это очень часто возрастные люди, которым просто в силу психофизиологических особенностей трудно освоить ПО для видеоконференций и тем более вести уроки для нескольких десятков учеников в этой среде, проблема превращается в серьезный фактор снижения эффективности онлайн-уроков. Нельзя похвастать и обилием методических разработок для работы учителей в цифровой среде.

Не менее серьезная проблема, стоящая перед учителем во время онлайн-занятия, – низкая вовлеченность школьников в общение. Трудно получить обратную связь, поэтому возникает необходимость адаптировать материалы и методику обучения. Учителю в этом случае гораздо сложнее, чем при традиционных уроках, правильно организовать себя, чтобы найти баланс между отдыхом и работой. Сложнее чередовать формы работы с учащимися. И уж совсем нелегко создать живое взаимодействие.

Как справедливо замечает Марьяна Безруких, на экране компьютера все преувеличено: лицо, взгляд, мимика учителя и ученика. «И все это воздействует на маленького человека по ту сторону экрана совершенно иначе, чем при непосредственном общении на уроке. Нарушена психологическая дистанция. С этим в значительной мере связано очень сильное напряжение и у детей, и у преподавателей. Поэтому и занятия не могут быть монотонными и стандартными. Необходимы неожиданные варианты подачи информации, привлекающие и удерживающие внимание, нужны позитивные эмоции», – подчеркивает эксперт «НГ».

Как отмечают представители рекрутинговых агентств, работа онлайн – это своеобразная проверка на то, готов специалист развиваться или нет. Чтобы работать учителем удаленно, надо вникнуть в новые процессы и разобраться, как подстроиться к другому формату обучения. Без энтузиазма и без желания развиваться самому здесь трудно что-либо сделать.

А в исследованиях социологов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (2022) отмечается, что среди педагогического состава онлайн-платформ начинающие специалисты до 25 лет и молодые преподаватели от 25 до 29 лет составляют в сумме более половины всех преподавателей онлайн-сервисов (25,8 и 26,2% соответственно). В то время как возрастные преподаватели (от 50 до 60 лет) составляют лишь около 9%, а преподаватели старше 60 лет – всего 1%.  Надо ли говорить, что в традиционной школе все наоборот.

Марьяна Безруких дает несколько советов учителям, организующим онлайн-обучение. Учитель не должен показывать свою макушку: учащийся обязательно должен видеть его лицо. И очень важна речь учителя. Она имеет в этом случае свои особенности: приветствуются четкость формулировок, сочетание наглядности (презентации) и речи педагога.

Здесь требуется тщательное планирование занятий: постановка цели и задач, тем самым учитель настраивает ребенка. Затем последовательно ведет ребенка от простого к сложному. От решения – к практическому применению. Урок удался, если все структурировано и нет хаотичности речи. Ряд психологов советуют онлайн-учителям правильно обустроить рабочее место. Лучше, если оно будет изолированным, с методической литературой под рукой, живыми растениями около рабочего места.

Бытует мнение, что традиционный урок более результативен, чем дистанционное занятия. В беседе с обозревателем «НГ» Марьяна Безруких отметила, что, по ее мнению, если урок плохо построен, все уйдет в минус независимо от формы проведения урока.

Слова ученого подтверждают данные обширных исследований. Сотрудники НИУ ВШЭ совместно с коллегами из США проанализировали эффективность дистанционного обучения по сравнению с традиционными очными занятиями. Вывод, к которому пришли исследователи: онлайн-преподавание не уступает по качеству традиционному обучению, но при этом позволяет обучить на 15–18% больше студентов. Результаты исследования были опубликованы в журнале Science Advances (2023).  


Читайте также


Учителя физкультуры больше не будут преподавать математику

Учителя физкультуры больше не будут преподавать математику

Наталья Савицкая

В Госдуме РФ решили покончить с конторами, которые оказывают псевдообразовательные услуги

0
10215
Любопытные истории из серии «Однажды на уроке изобразительного искусства»

Любопытные истории из серии «Однажды на уроке изобразительного искусства»

Ольга Добрицына

Нарисовать небывалое

0
6788
Учителя из непрофильных вузов мыслят нестандартно

Учителя из непрофильных вузов мыслят нестандартно

Наталья Савицкая

Правительство предлагает открыть педагогическую подготовку в классических университетах

0
8423
Определить психотип ребенка полезно и семье, и репетитору

Определить психотип ребенка полезно и семье, и репетитору

Игорь Аглицкий

0
10705

Другие новости