0
5977
Газета Образование Печатная версия

09.04.2025 18:08:00

Учителя физкультуры больше не будут преподавать математику

В Госдуме РФ решили покончить с конторами, которые оказывают псевдообразовательные услуги

Тэги: школа, учителя, педагогика, переподготовка


школа, учителя, педагогика, переподготовка Образовательные организации на федеральной территории Сириус получили право самостоятельно готовить и проводить программы переподготовки педагогов. Фото с сайта www.siriusuniversity.ru

В Госдуме принят сразу во втором и третьем чтениях закон, направленный на повышение качества дополнительного образования педагогов. Он призван изменить систему переподготовки педагогических кадров в России. Инициатива направлена на устранение формального подхода к повышению квалификации учителей и борьбу с недобросовестными образовательными организациями, предлагающими сомнительные курсы.

Законопроект о переподготовке в сфере педагогической деятельности призван сделать эту процедуру эффективной и прозрачной. Цель – исключить формальный подход, улучшить качество подготовки учителей и в конечном счете улучшить систему школьного образования. По крайней мере на это надеются законодатели.

По данным за 2024 год, из 6,9 тыс. организаций, предлагающих курсы переподготовки, более 1 тыс. (15%) вообще не являются учебными или научными учреждениями. Ситуация усугубляется тем, что из 272 тыс. (sic!) программ повышения квалификации и 65 тыс. (sic! sic!) программ профессиональной переподготовки лишь 5,9 и 4,6% соответственно имеют профессиональную и законную аккредитацию.

При этом более половины этих курсов предлагается пройти дистанционно за минимальные сроки. Есть варианты повышения квалификации всего за 36 часов стоимостью от 1 тыс. руб. В интернете можно найти предложения, где за 20 тыс. руб. и месяц обучения «превращают» в педагога любого желающего, независимо от его первоначального образования и опыта.

«В дистанционной форме было организовано 155 тыс. курсов переподготовки и 38,7 тыс. программ повышения квалификации. Это больше половины от общего объема. Они открыто рекламируют возможность получения онлайн практически любых дипломов. Только на одном из таких сайтов не выходя из дома предлагается пройти свыше 1,5 тыс. курсов и 4 тыс. программ», - приводит слова председателя ГД РФ Вячеслава Володина официальный сайт Госдумы. По словам Володина, «все это ставит под сомнение качество переобучения преподавателей, а также размывает реальную картину оснащенности педагогическими кадрами системы образования. В результате в некоторых школах один учитель, имея на руках купленные в интернете у частных фирм документы, преподает несколько предметов, в том числе несмежных».

Главное изменение, которое предлагается в этом документе, – переподготовка педагогов по основным общеобразовательным программам теперь будет проводиться только в государственных и муниципальных образовательных организациях, а также в учреждениях, созданных государством, регионами, муниципалитетами, госкорпорациями или госкомпаниями. Правда, есть исключения. В него попадают общероссийские спортивные федерации и образовательные организации на территориях Сириус и Сколково. Последние получают право проводить такие курсы самостоятельно.

Также в предложенных поправках к федеральному закону «Об образовании» говорится о том, что повышение квалификации будет возможно только по основной специальности учителя. Если требуется переподготовка «на другой предмет», например математик собрался преподавать информатику, физику или другие дисциплины, программа переобучения должна занимать не менее 250 часов.

В принципе это кажется логичным. Хотя, конечно, трудно бывает «сепарировать», например, математику от информатики и от физики. Но учитель физкультуры теперь уж точно не сможет преподавать естественно-научные предметы и предметы гуманитарного и общественного цикла. Другой вопрос: учитывая дефицит учителей-предметников в стране, кто сможет заполнить открывающиеся вакансии? Скорее всего обладателей документов, уже выданных в сомнительных организациях, ждет переаттестация. 

Вместе с тем желание ограничить переподготовку учителей участием лишь государственных организаций вызывает в профессиональном сообществе противоречивые эмоции. Дело в том, что в России действуют единые требования к аккредитации вузов, независимо от того, являются они государственными или нет. С точки зрения закона государственные и негосударственные вузы равны. Для негосударственных организаций проверки проводятся не менее строго, чем для государственных. И во многих негосударственных вузах есть довольно эффективные методики подготовки учителей к работе с разными категориями учащихся.

Не нужно забывать, что в РФ есть школьники, к которым нужен особый подход, – это дети с дислексией и другими нарушениями. По традиции негосударственные вузы быстрее реагируют на запросы родителей таких детей. У них широк выбор программ переподготовки учителей. Они активней ищут свою нишу.

Так что вопрос, сколько времени займет перевод инфраструктуры переподготовки учителей «на государственные рельсы», совсем не праздный.  


Читайте также


В школу пришла академическая экспертиза

В школу пришла академическая экспертиза

Елена Герасимова

Новые принципы контроля качества учебной литературы вступили в силу

0
2252
Почти 3,7 тыс. российских школьников в среду писали итоговое сочинение

Почти 3,7 тыс. российских школьников в среду писали итоговое сочинение

0
2067
Любопытные истории из серии «Однажды на уроке изобразительного искусства»

Любопытные истории из серии «Однажды на уроке изобразительного искусства»

Ольга Добрицына

Нарисовать небывалое

0
3269
Учителя из непрофильных вузов мыслят нестандартно

Учителя из непрофильных вузов мыслят нестандартно

Наталья Савицкая

Правительство предлагает открыть педагогическую подготовку в классических университетах

0
6451

Другие новости