Конкурс для абитуриентов, идущих по целевому набору, меньше, чем для тех, кто подает документы на бюджетные места.
Фото агентства «Москва»
На сайте Российского союза ректоров размещен опрос руководителей университетов о новшестве прошлого приема – наборе на целевое обучение через цифровую платформу «Работа России». Год назад было принято решение, что работодатели размещают свои предложения на единой платформе, а абитуриенты могут их изучить и подать заявление в соответствующий вуз, как бы «аккредитовавшись» от выбранного работодателя. Просто и логично. Но сегодня в этой схеме поступления в вуз обнаружились нюансы.
Безусловно, процесс приема по целевому набору стал более прозрачным и управляемым: предложения заказчиков публикуются на общедоступном интернет-ресурсе, и откликнуться на них может любой желающий из любого региона страны. Выгода в связи с этим для абитуриентов прямая: целевики не участвуют в основном конкурсе на бюджетные места. Конкурс для них меньше, чем для тех, кто подает документы на бюджетные места. Выпускники с целевым приемом, имеющие меньше баллов ЕГЭ, зачисляются в высшее учебное заведение, а без целевого, но с более высокими баллами – как повезет.
Заключив договор с заказчиком, абитуриенту-целевику гарантировано трудоустройство после окончания учебы. Пусть не все, но многие заказчики платят стипендии своим подопечным, оплачивают общежитие, а некоторые даже оплачивают проезд до места учебы или производственной практики.
В предыдущие годы от абитуриента и его родителей требовалось заранее, еще до начала приемной кампании, самостоятельно найти заказчика целевого обучения, заключить с ним договор и уже с таким договором участвовать в конкурсе в вузе. Так как найти заинтересованного работодателя «человеку с улицы» не представлялось возможным, то и разговоры про «кумовство» были небеспочвенными.
Сегодня на сайте Российского союза ректоров вывешен опрос руководителей университетов о прошлогодней инициативе. Большинство отзывов, конечно, в восхитительных тонах, и это понятно. Как отмечают ректоры, у многих была «высокая степень готовности к работе в новой системе». Жалобы, конечно, тоже есть, но чаще всего это сетования на плохую рекламу. Выпускники школ, родители, педагоги оказались не осведомлены – информация появилась уже в разгар приемной кампании.
Прозрачный дистанционный набор на целевое обучение действительно облегчает абитуриентам выбор будущего места, признаются большинство опрошенных. Кумовство отступило. Но... Вместе с тем система буксует.
Это стало ясно еще в июле прошлого года, когда Рособрнадзор опубликовал данные о том, что на платформе «Работа в России» было размещено более 76,2 тыс. предложений для заключения контрактов и 163,3 тыс. договоров о целевом обучении (по программам как высшего, так и среднего профессионального образования). А вот заявок было подано всего 129 тыс. Среди предложенных целевикам направлений подготовки наиболее успешным оказался прием в сфере здравоохранения и медицинских наук, где заполнено 60,5% мест (25,6 тыс. человек из 42,3 тыс.). В других областях показатели значительно ниже. Например, в сельском хозяйстве выполнение плана составило 50,5%, а в инженерных науках – лишь 27,5%. Хуже всего ситуация сложилась в гуманитарных науках: из 3,2 тыс. целевых мест там занято только 12,8%.
Вроде бы можно порадоваться хотя бы за медицинские направления. Но здесь тоже есть свои нюансы. Отсутствие стимулирующих факторов для будущих специалистов – главный осложняющий ситуацию фактор. А что, если выпускник не поедет к приписанному ему по контракту месту назначения – поселковой больнице. Он же вполне легко может найти более высокооплачиваемую работу (в частной клинике, например) и за короткий срок выплатить сумму, причитающуюся ему за обучение вместе со штрафами. Самое главное – у него диплом уже будет в кармане. Так что отдаленный результат может быть не самым надежным.
Основными причинами низких показателей, по данным Минобрнауки РФ, стала неготовность работодателей к новым требованиям, включая обязательную материальную поддержку студентов. Кроме того, работодатели концентрировали заявки в столичных вузах, оставляя региональные учебные заведения без внимания.
Не случайно председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила сократить прием абитуриентов из регионов в столичные вузы – Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. По словам политика, сегодня университеты увеличивают прием на платные места, собирают студентов «со всей страны», а потом «штампуют специалистов», которые не нужны на рынке труда в таком количестве. Из-за этого у студентов после выпуска не получается найти работу по специальности.
С сенаторами согласен и министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Он тоже считает, что нужно сократить количество платных мест в столичных вузах. Но причину назвал несколько другую. На заседании комитета Госдумы по науке и высшему образованию министр отметил, что опережающими темпами увеличивается число бюджетных мест в регионах. При этом, по словам министра, идет «политика стабилизации бюджетных мест в московской и питерской агломерации».