0
459
Газета Образование Печатная версия

12.03.2025 18:39:00

Поступление в вуз не гарантирует абсолютного счастья

Ученые оценили психологическое благополучие студентов

Тэги: рао, исследование, стратегии поступления в вуз, психологическое благополучие, личностная тревожность


рао, исследование, стратегии поступления в вуз, психологическое благополучие, личностная тревожность В вуз приходят разными путями, с использованием разных стратегий поступления. Фото с сайта www.mospolytech.ru

В Российской академии образования доктор психологических наук Татьяна Тихомирова доложила о результатах масштабного исследования: «Психологическое благополучие и образовательные результаты студентов с различными стратегиями поступления в вуз».

Тема достаточно важная. Сегодня миллионы семей задумываются о том, какие стратегии для поступления в вуз наиболее выгодны и как они повлияют в дальнейшем на учебу будущего студента и его психологическое благополучие. В среднем, по данным Минобрнауки РФ, примерно 20% студентов, а в некоторых вузах и на некоторых специальностях – от 40 до 60% студентов не доходят до защиты диплома в вузе. И это повод задуматься: а что, собственно, происходит со студентом?

Татьяна Тихомирова, ведущий научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, занимается этой темой уже много лет. Исследование охватило на разных этапах от 4920 до 6950 студентов. Выборка включает университеты практически из всех федеральных округов России. Охвачены вузы 6 министерств и ведомств, студенты 24 направлений подготовки, а география университетов представлена 21 городом России.

Итак, в вузы РФ сегодня можно поступить по: результатам единых государственных экзаменов (ЕГЭ), объединенным данным ЕГЭ и дополнительных вступительных испытаний вузов, достижениям победителей и призеров олимпиад школьников, в рамках целевого набора, после окончания организаций среднего профессионального образования (СПО), по специальной квоте для льготных категорий.

Согласно исследованиям Тихомировой и ее соавторов, в среднем первокурсники (вне зависимости от стратегии поступления) сообщают об удовлетворительном психологическом самочувствии, основанном на позитивном настроении, бодрости, активной жизненной позиции. Кроме того, «средний» первокурсник считает себя более счастливым, чем большинство его сверстников.

А вот личностная тревожность, отражающая склонность к частым переживаниям, особенно в ситуации с оцениванием, оказывается на границе умеренного и высокого проявления. Но при этом все же ученые выявили различия между первокурсниками в зависимости от стратегии поступления в вуз.

Так, самый высокий уровень психологического самочувствия зафиксирован у группы студентов, которые поступили в вуз по целевому набору. Напротив, сниженные показатели выявлены у двух групп студентов: поступивших в вуз после окончания организаций СПО и по результатам олимпиад школьников. При этом последняя группа оказывается самой счастливой среди студентов первых курсов. Заметно менее счастливыми считают себя первокурсники, которые поступили в вуз после окончания колледжей.

Самый высокий уровень тревожности зафиксирован в группах олимпиадников и поступивших на основании ЕГЭ и дополнительных вступительных испытаний в вузах. Минимальный показатель тревожности характерен для первокурсников целевого набора. По данным исследования, экстремально низкие (для психологического самочувствия и счастья) или высокие (для тревожности) значения наблюдаются соответственно у 8,1%, 8,5% и 5,6% студентов первых курсов. Эти результаты соответствуют данным популяционного исследования студентов первых курсов российских вузов 2019 года. Тогда сообщалось о 9% респондентов с регулярными проявлениями сложностей эмоционального характера, в том числе повышенной возбудимостью, склонностью к тревожным состояниям по множеству поводов, частыми переменами в настроении.

Самое большое количество студентов, на «отлично» выполнивших все экзамены первой университетской сессии (24,2%), и минимальное число студентов с академическими задолженностями (2,3%) наблюдается в группе первокурсников, зачисленных в вуз на основании объединенных результатов ЕГЭ и дополнительных вступительных испытаний. Студенты этой группы характеризуются средним уровнем психологического самочувствия и счастья, сообщая при этом о повышенном по сравнению со сверстниками из других групп уровне личностной тревожности.

Немного уступила этим студентам группа победителей и призеров олимпиад школьников. Но здесь исследователи обнаружили повышенный процент академических задолженностей, даже более высокий, чем у ребят, поступивших по баллам ЕГЭ. Как предполагают исследователи, «завышенные значения тревожности, и прежде всего в отношении оценивания результатов деятельности, могут приводить к нестабильным эмоциональным проявлениям, излишнему беспокойству, необоснованному перфекционизму, а в ряде случаев – к избеганию ситуаций оценивания и, как следствие, к неспособности выполнять учебные обязательства».

Наиболее часто о неудовлетворительно сданных экзаменах первой сессии сообщают студенты, зачисленные в вуз после окончания организаций СПО. В этой группе первокурсников количество отличников – минимальное из всей выборки. Психологическое благополучие студентов, пришедших учиться в вуз после колледжей, может быть охарактеризовано сниженным психологическим самочувствием и ощущением счастья, а также средним уровнем проявления тревожности.

О неудовлетворительно сданных экзаменах первой сессии часто сообщают и студенты, зачисленные в вуз по целевому набору. Здесь также невысок процент отличников. При этом их психологическое благополучие характеризуется наилучшими по выборке значениями показателей – самой низкой личностной тревожностью, самым лучшим психологическим самочувствием и достаточным субъективным счастьем.

Эти результаты свидетельствуют о неоднозначности связи благополучия и учебных успехов у студентов, в том числе с различными стратегиями поступления в вуз. Ученые говорят о существовании оптимального уровня выраженности и сочетании психологических признаков, необходимых для эффективного обучения.

Самая многочисленная группа – студенты, поступившие в вуз по результатам ЕГЭ, – характеризуется средними значениями выраженности признаков психологического благополучия и умеренным процентом отличников и неуспевающих.   


Читайте также


Ценники в магазинах провоцируют бурную реакцию мозга

Ценники в магазинах провоцируют бурную реакцию мозга

Анастасия Башкатова

Нейроученые нашли маркер восприятия стоимости товаров

0
3023
От полярных медведей до арктических микроорганизмов

От полярных медведей до арктических микроорганизмов

Татьяна Астафьева

Компания "Роснефть" в 2025 году продолжит выполнять программы по изучению и сохранению биоразнообразия в регионах Крайнего Севера

0
8331
Выборам нужна дружественная легитимизация извне

Выборам нужна дружественная легитимизация извне

Дарья Гармоненко

В РФ заговорили о создании новой организации международных наблюдателей

0
2613
Россияне хотели бы жить под властью князя Владимира

Россияне хотели бы жить под властью князя Владимира

Дарья Гармоненко

Согласно соцопросу, в "правящую элиту" также входят Илья Муромец и Василиса Премудрая

0
4969

Другие новости