0
285
Газета Образование Печатная версия

12.03.2025 18:27:00

Педагогика сотрудничества в поисках стратегии

В воспитании должно быть заложено либо гармоничное развитие, либо гуманистическое отношение к ребенку

Тэги: ммсо, экспертный клуб, дошкольное образование, гуманное воспитание, гармоничное развитие личности, гуманитарное образование


ммсо, экспертный клуб, дошкольное образование, гуманное воспитание, гармоничное развитие личности, гуманитарное образование Участники дискуссии в рамках экспертного совета ММОС: директор Центра индустрии образования Сбербанка Артем Соловейчик (крайний справа), декан экономического факультета МГУ Александр Аузан (третий справа), завкафедрой психологии личности МГУ Александр Асмолов. Фото с сайта www.mmco-expo.ru

В рамках завершившегося 12-го Московского международного салона образования (ММСО) участники экспертного клуба представили современные исследования дошкольного образования в поддержку гуманного воспитания.

Гуманное воспитание не надо путать с гуманитарным. Концепция гуманитарного образования была заложена еще Платоном, который рассматривал образование как обучение общению, чтению, а еще – умению мыслить и размышлять, формулировать и аргументировать, понимать и интерпретировать литературные произведения. А вот о гуманизации образования заговорили только в 80-х годах ХХ века. Заговорили как о стратегии гармоничного развития личности и обогащении ее творческого и профессионального потенциала.

Впрочем, директор Центра индустрии образования Сбербанка Артем Соловейчик, сын Симона Соловейчика, известного советского публициста, инициатора педагогического движения «Педагогика сотрудничества», нашел противоречие в заявленной теме. По его мнению, может быть либо гармоничное развитие, либо гуманистическое отношение.

По словам эксперта, целенаправленно ведя ребенка по навязанному пути, мы нарушаем принцип гуманизма, даже если на этом пути поступаем гуманно. «Мы думаем, что если мы мягко с ребенком разговариваем, мягко ведем его к тому, что нам нужно, то мы – гуманисты. Нет, гуманисты мы тогда, когда принимаем его таким, какой он есть. А это сложно», – заметил Соловейчик.

Еще несколько тезисов в раскрытие темы во время дискуссии предложил заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Асмолов. Он напомнил слова выдающегося российского физиолога Алексея Ухтомского. Вообще, в последнее время многие публицисты обращаются к трудам академика Ухтомского, умершего в 1942 году в Ленинграде во время блокады. В 1972 году в одном из номеров журнала «Новый мир» были напечатаны письма академика, в которых он сформулировал закон «заслуженного собеседника».

Александр Асмолов объяснил этот тезис Ухтомского следующим образом: жизнь становится яркой и разнообразной только при общении с «заслуженными собеседниками», с другими значимыми людьми. И ребенок по-настоящему развивается именно в таком общении. «Если раньше, – заметил Асмолов, – ключевой для развития ребенка была зона ближайшего развития, то теперь важнее зона вариативного развития, когда ребенок развивается в детской субкультуре». Дошкольное детство психолог считает «уникальным инновационным потенциалом» развития России. Поэтому нужно признавать ценность ребенка, общаться с ним как человек с человеком и уметь его слышать. И только тогда получится построить гуманное образование.

Артем Соловейчик также привел пример из теории Ухтомского – тот постулат, что воспитывать ребенка нужно отношением, а не примером, как кажется многим. Он отметил, что есть семьи, где родители заслуживают всяческих похвал, но их пример не «переходит» на их детей.

Развивая мысль о правах ребенка, Соловейчик вспомнил выдающегося польского педагога Януша Корчака. Тот был убежден в том, что социальные проблемы детства не являются ни классовыми, ни расовыми, ни национальными. Они основаны на том, что ребенок рассматривается лишь как придаток взрослого, который считает его частью своей собственности. Между тем, как считал Корчак, лишь в атмосфере настоящего сотрудничества можно воспитать свободных людей будущего. Поэтому, считает Соловейчик, говоря о гуманных основах воспитания, мы должны забыть любой навязанный ребенку образ будущего, даже гармоничный, и слушать самого ребенка. За детьми нужно наблюдать и давать им возможность быть самими собой.

Заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Веракса предостерег собравшихся от опасности, когда гуманное отношение смешивается с отношением свободным. Гуманное не предполагает, что «когда все, что хочется ребенку, априори ценно». Это, конечно, важное для ребенка проявление свободы, но без правильных инструментов, по словам Вераксы, «эти порывы не смогут обрести социального звучания и будут в той или иной степени обречены на неуспех». Выступающий напомнил слова академика Академии педагогических наук РСФСР Александра Запорожца, который говорил, что важно дать возможность ребенку развиваться в присущей детству логике.

Научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Анастасия Нисская представила результаты своих исследований. Гуманистичность воспитания очень востребована сегодня родителями и значима для педагогов. Исследователь считает важным, чтобы гуманистическое отношение распространялось не только на детей, но и на педагогов – и со стороны родителей, и руководителей, и других педагогов. И родители, и педагоги схожи в том, что для благополучия ребенка важно доброжелательное отношение к нему и ощущение того, что его любят. Кстати, главная причина смены дошкольного учреждения – эпизоды грубости в отношении детей, психологическое давление и насилие, причем не только в отношении конкретного ребенка, но и его одногруппников. А также неготовность и нежелание педагога включиться в дела конкретного ребенка. 


Другие новости