Фото пресс-службы Фонда развития Физтех-школ
В России наблюдается стабильно высокий спрос как со стороны бизнеса, так и со стороны государства на сотрудников технологических специальностей. При этом сейчас в системе образования сделан акцент на подготовку по информатике, а фундаментальные науки технологического цикла менее популярны. Одним из возможных решений проблемы может быть внедрение программы «Наука в регионы». К таким выводам пришли авторы исследования, проведенного Фондом развития Физтех-школ (ФРФШ).
На базе ФРФШ с 2021 года работает Инфраструктурный центр Нейронет, в рамках которого ежегодно проводятся аналитические исследования в области образования. В очередной работе рассматривается состояние школьного и вузовского технологического образования, а также спрос компаний на технологических специалистов в 2023-2024 года. В частности, отмечается, что школьное образование демонстрирует хорошую кадровую комплектацию – с небольшой долей вакансией и относительно нестарым преподавательским составом.
Математика является лидером среди всех предметов (не только технологического цикла) по числу вакансий – почти 3 тыс. вакантных ставок учителей. А если посмотреть долю вакансий по отношению к штатному расписанию, то максимальное значение – у физики и химии (2,8% и 2,6% соответственно), минимальное – у биологии (1,3%).
Более половины учителей (56,3%) технологических предметов находятся в возрасте 45 лет и старше. Конечно, молодых кадров желательно иметь больше. Но на привлекательность работы в школе влияет уровень зарплат. Так, учитель информатики получает не только в два раза меньше других педагогов, но и в 6,5 раз меньше IT-специалистов. При этом авторы обращают внимание на улучшение качества подготовки учителей в технологических областях, в том числе через программы поддержки и повышения квалификации.
Что касается высшего образования, то в среднем по России происходит увеличение числа поступающих на технические специальности, в том числе в связи с выбором направлений IT-отрасли, отмечают эксперты. Доля студентов-технарей за последние пять лет увеличилась с 47,57% до 50%. Среднегодовой темп роста обучающихся по технологическим предметам в 2018-2022 годах составил 1,73% (+112 тыс. студентов). IT-специалист считается наиболее перспективной профессией среди населения, опережая инженера, врача, специалиста по нанотехнологиям и строителя.
Регионами-лидерами по технологическому обучению традиционно являются Москва/Московская область и Санкт-Петербург. Так, в первую пятерку интегрированного рейтинга лучших технологических вузов страны, подготовленного авторами исследования, входят МФТИ, ВШЭ, Университет ИТМО, МГУ и СПбГУ. В остальных регионах большее внимание уделяется подготовке прикладных специалистов.
В целом в системе образования сделан отчетливый акцент на подготовку по информатике, где наблюдаются и омоложение кадров, и высокий спрос на соответствующие специальности высшего образования, говорится в исследовании. Фундаментальные науки технологического цикла пользуются меньшей популярностью, что усугубляется и общими негативными демографическими тенденциями – снижением числа абитуриентов и конкурса на специальности технологического цикла. Так, информатика демонстрируют существенный (более 30%) рост количества учеников, сдающих ЕГЭ по этому предмету – в отличие от математики, физики, химии и биологии. Рост связан с популяризацией IT-направлений, а также приема в вузы по результатам ЕГЭ по предмету «Информатика».
Попытки государства исправить ситуацию за счет увеличения контрольных цифр приема (КЦП) в вузы эффективны лишь отчасти, так как способствуют привлечению абитуриентов с более низким уровнем знаний, констатируют эксперты. «В последние годы четко виден тренд на увеличение числа бюджетных мест по стране. В сочетании с падением числа выпускников школ – это фактор, работающий на снижение проходных баллов», – говорится в исследовании. Интегральный конкурс на технические и естественнонаучные специальности по стране, по подсчетам авторов, составляет всего около 1,06 человека на место.
При этом спрос на специалистов с технологическим образованием как со стороны бизнеса, так и со стороны государства стабильно высок, говорится в исследовании. Эксперты провели исследование занятости технических специалистов в девяти регионах. В шести из них наблюдается тренд снижения количества выбывших работников. Но частный сектор пока не может компенсировать недостатки системы образования, констатируют эксперты, хотя для этого предпринимаются большие усилия – стимулирование бизнеса и потенциальных работодателей, создание корпоративных университетов, изменения в законодательстве и др.
Одним из возможных решений проблемы может быть внедрение программы «Наука в регионы», считают авторы исследования. Это разработка Фонда развития Физтех-школ, в рамках которой создается консорциум школ, университетов и высокотехнологичных компаний. Высокотехнологичные компании получают выгоду от хорошо подготовленных сотрудников, а университеты – качественных абитуриентов, отмечают эксперты.
Проект позволит значительно увеличить число квалифицированных специалистов за счет развития современных профессиональных компетенций у преподавателей школ и вузов, говорится в исследовании. Кроме того, он решает такие важные задачи, как сокращение миграции выпускников региональных школ в крупные города, усиление практической направленности школьного образования, внедрение инновационных методов обучения и подготовки студентов.
Программа включается в себя тесное сотрудничество с МФТИ. Школы получат стратегии развития и наставничество от экспертов МФТИ и Физтех-Лицея им. П.Л. Капицы. На основе «Системы Физтеха» будут открыты профильные классы и кружки и запущены совместные программы бакалавриата с профильными вузами. Методические материалы для углубленного изучения профильных дисциплин в 8-11 классах, гранты для лучших кандидатов из университетов и бизнеса, курсы повышения квалификации административного персонала, образовательные смены для детей по олимпиадным и проектным направлениям, персональные экскурсии по университетам и предприятиям – все это тоже предусмотрено программой.
Аналитическое исследование по состоянию технологического образования, нейрообразования и иных направлений в ряде регионов страны к 2023-2024 гг. проведено в рамках деятельности Инфраструктурного центра Нейронет 2.0 на базе Фонда развития Физтех-школ.